ВВЕДЕНИЕ
За последнее время в современных средствах массовой информации иронии начали уделять особое внимание Если ранее она ограничивалась рамками сатирических жанров таких как фельетон или памфлет то сегодня с иронией можно столкнуться даже в политической речи Лингвисты социологи психологи исследователи массовой коммуникации стали проявлять интерес к изучению языка СМИ со стороны.
Ирония является предметом изучения лингвистов, философов, культурологов, социологов. Подходы к ее изучению отличаются многообразием и разноплановостью. Ирония рассматривается в философско-эстетическом, литературном, лингвистическом аспектах. Исследователи определяют ее как категорию комического, а также как философско-эстетическую категорию и феномен культуры (Ю. Борев, Б. Дземидок, К.А. Воробьева, С.И. Походня, В.Я. Пропп, О.П. Палкевич, В.М. Пивоев, S. Attardo и др.)
Мы разделяем точку зрения на иронию тех авторов, которые считают иронию одним из важных атрибутов речевого поведения, зависящим от соблюдения или нарушения этических норм, от специфики ситуации общения, от отношений участников коммуникации (О.П. Ермакова, В.М. Пивоев, Т.Ф. Лимарева, Ю.М. Скребнев, Г.Л. Прокофьев, Т.Ю. Чубарян, К.М. Шилихина, S. Attardo, L. Hutcheon и др.) [2].
Актуальность исследования обусловлена условиями растущего объема публицистики и как следствие необходимостью в определении лексикосемантических морфологических синтаксических средств выражения иронии и тенденций развития этого феномена в обществе Внимание к изучению средств выражения иронии прежде всего вызвано с увеличением интереса к индивидуальному стилю автора когда субъект выступает как личность со всеми особенностями ее менталитета где самовыражение играет немаловажную роль.
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ИРОНИИ В ИСКУССТВЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Со периода возникновения иронии в античности ее техника постоянно преобразовывалась и усложнялась и продолжает эволюционировать до сегодняшних дней. Специалисты считают, что ирония планомерно трансформируется из стилистического приема в способ мировосприятия, особенность человеческого характера или даже отличительную черту поколения. Из-за разнообразия иронии представляется весьма сложным выделение определенных законов ее функционирования [2].
Не подлежит сомнению, что ирония – явление чрезвычайно многоликое, это отражается и в разнообразии подходов к её исследованию, и в понимании разными исследователями природы иронии.
Ирония рассматривалась и как разновидность комического (в эстетике), и как стилистический троп или фигура двусмысленной речи (в стилистике), как вид косвенной речи, относящийся к аффективам (D. Amante), как коммуникативная импликатура (H.P. Grice) и иллокутивная функция высказывания (H. Haverkate) (в теории речевых актов). Сейчас ирония выступает и с культурологических позиций – как средство обновления ценностной картины мироздания (В.М. Пивоев), в дискурсивном аспекте – как итог намеренного отклонения от принципов лексической и семантической организации текста (К.М. Шилихина), с позиций глубинной семантики – как смысловая система с перевернутыми причинно-следственными отношениями (О.П. Ермакова), в художественном тексте – как элемент идиостиля писателя (Ю.В. Каменская, О.Г. Петрова). Многоаспектность и масштабность присутствия иронии в художественной и всех других видах коммуникации привели в результате к фиксированию за иронией статуса общеэстетической и общесемиотической категории как части более широких категорий комического и иносказательного.
Считается что впервые ирония появилась в Древней Греции. В древнегреческом языке «иронизировать» означало «насмехаться» «говорить ложь», а «ироник» – это человек, «обманывающий с помощью слов». Возникновение категорий «иронический смысл», «ироническая модальность», «иронический модус» было опосредовано сложившимся в конце ХХ столетия подходом к иронии как к элементу мировоззрения, «как элементу сознания и жизнедеятельности человека, форме проявления бытия, снятой в виде особой иронической картины мира».
Функции иронии намного глобальнее, и чувства, транслируемые с ее помощью, богаче и многостороннее, чем просто отрицательное отношение. Исследователи утверждают, что негативная модальность не выступает обязательной, и выделяют различные функции иронии: насмешка, похвала, смягчение остроты высказывания, шутка, игривость, проявление цинизма, снятие ненужного пафоса, выражение корпоративности в диалоге, мотивирование реакции адресата и др. В данной работе мы опираемся на определение иронии согласно О.П. Ермаковой как языковой манипуляции, а также на мнение В.В. Дементьева, включающего иронию в список самостоятельных речевых жанров [3] и предлагаем следующее определение: ирония — речевой жанр, имеющий в основе языковую манипуляцию, которая заключается в употреблении слова, выражения или высказывания в смысле, отличном от буквального, выполняющий функцию, соответствующую коммуникативной интенции говорящего. Ирония является отражением менталитета народа и имеет этнокультурные особенности [1].
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ИРОНИИ
Исследователи выделяют ключевые средства выражения иронии:
1) Устное межличностное общение, которое включает в себя паралингвистические пути передачи иронии, жесты или кинесику (мимика пантомима жестикуляция), интонацию (ударение, паузы, тембр речи). По мере эволюции и становления вербальной речи паралингвистические средства межличностной коммуникации отодвигаются на второй план как выразители значимой информации. Они практически целиком исключены из официальных выступлений, но по-прежнему широко применяются в разговорной речи. Они необходимы для демонстрации эмоционально-ценностных ориентаций, отношений и часто это происходит непроизвольно.
2) В устной и письменной межличностной коммуникации зачастую находят применение и лингвистические, в большей мере, стилистические инструменты. К ним относятся эпитеты, архаизмы и неологизмы.
3) Для выражения иронии применяют также морфологические и грамматические средства. Так, например, ирония может быть выражена посредством использования эмоционально-экспрессивных слов, обладающих уменьшительно-ласкательными суффиксами (например «дружки», «дельце»).
Средства создания иронии многообразны, и выработана классификация средств выражения иронии согласно их принадлежности к уровням языковой системы. Первым уровнем является фонетический уровень языка, для которого характерны фонетические и просодические пути создания иронии. Данный уровень характерен для устного высказывания, когда интонация выступающего помогает выявить наличие данного стилистического приѐма. При этом просодические средства играют центральную роль и выделяются как самостоятельное средство создания иронии.
Следующим уровнем в данной классификации считается морфологический уровень. Среди главных средств выделяют употребление множественного числа имени существительного или превосходной степени прилагательного.
На лексическом уровне следует выделять лексико-семантические средства создания иронии (применение омонимии и полисемии для создания игры слов, лексическое противопоставление действительного изображаемому, антитеза, использование имѐн собственных) и ироническое словообразование (словосложение, аффиксация, прецедентное словообразование, парадоксальное словосложение).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самым простым определением иронии выступает риторическая фигура в которой слова употребляются в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Также следует отметить, что ирония в ораторском искусстве представляет собой не только выражение комического характера, обращенного в негативную форму, а, скорее всего, отражение эмоционально-психическое состояния говорящего, а иногда даже демонстрацию менталитета целого народа.
Среди средств создания иронии выделяют:
- фонетические (интонации);
- морфологические (превосходная степень);
- лексико-семантические (омонимия, антитеза);
- логико-синтаксических (повторы, риторические вопросы, косвенная речь);
- стилистические (пародия, гротеск).