ВВЕДЕНИЕ
Дать определение термину политика вызывает некоторые сложности, связанные, в первую очередь, с многозначностью этого явления. Несмотря на то, что политология как наука является достаточно молодой, анализ ее центрального понятия политики имеет многовековую историю. Многие философы, начиная с античности, имели свое представление о данном понятии. Рассмотрим некоторые из них.
Великий древнегреческий философ Аристотель, который внес огромный вклад в развитие политической мысли, определял политику как высшую форму общения людей. В одном из своих трудов об обществе и государстве «Политика» он размышляет, что человек – это политическое животное, а тот, кто по случайным обстоятельствам живет вне государства, либо сверхчеловек, либо недоразвитое существо.
Относительно данной мысли следует отметить, что Аристотель рассматривал политику как очень широкое понятие, ведь он отмечал, что любое управляемое кем-то общество является политическим. К примеру, можно взять учебное заведение, в котором есть свои управляющие. Однако можно ли назвать данное образование политическим? Едва ли.
Макс Вебер полагал, что понятие политики нужно дополнить более строгим значением, а именно тем, что политика – это руководство государством или оказание влияния на государственное управление.
Рассмотрим определение политики в трактовке современного британского политолога Дэвида Хелда: в его понимании, политика – это борьба за организацию человеческих возможностей, взаимосвязь социальных групп в их жизнедеятельности. Политику можно увидеть в сотрудничестве по поводу вопросов о ресурсах.
В современной науке устоялось определение политики, существующее в трех частях. Во-первых, политика – это сфера общественной жизни, выполняющая функции согласования общих и частных интересов, властвования и поддержания общественного порядка, управления людьми и общественными делами.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛИТОЛОГИИ
Первые представления о политике характеризовали ее как область государственного управления гражданами и подданными. К этой мысли имеют отношение такие мыслители, как Платон, Аристотель, Никколо Макиавелли и Томас Гоббс. Далее мысль переросла в то, что политика – это взаимодействие государства и гражданского общества. Приверженцами данной мысли были Спиноза, Локк, Гегель и Маркс. В XVIII-XIV веке появилась мысль о том, что политика – это классовая борьба. Так считали такие политики, как Тьерри, Гизо и Мишле. В XX веке пришло понимание того, что политическая сфера включает в себя идеи плюрализма, согласование групп, которые делят между собой влияние на общество.
Власть по своей сути существует везде: в разных организациях, учреждениях, в семье, и, конечно же, в государстве. Власть в государстве характеризуется понятием политической власти. Так как данное явление многоаспектно, то можно выделить некоторые ее трактовки:
1. Телеологические трактовки – власть как реализация намеченных целей;
2. Бихевиористские определения – власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются;
3. Психологические трактовки – власть как стремление одних к подчинению, а других – к рабству;
4. Системная трактовка – власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей;
5. Структурно-функциональной интерпретации – власть как свойство социальной организации, как самоорганизация жизнедеятельности людей, основанная на целесообразности функций управляющего и управляемого;
6. Реляционистские трактовки – власть как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект [4, c. 94]. Многие философы анализировали феномен власти и давали самые разные его определения. В ранней истории политической мысли трактовка власти связана с целесообразным регулированием человеческих отношений.
ГЛАВА 2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННИКА
Начало развития политической науки было связано преимущественно с изучением и обобщением опыта мировой политической науки, накопленного в период XIX‒XX вв., и применением теоретических концепций и понятий к анализу российской действительности.
На начало 2000-х гг., как отмечает Т.А. Алексеева, в современной России уже действовало свыше 300 кафедр политологии или смежных дисциплин; формально в сообщество входило более 3 тыс. человек, а если считать еще и сотрудников академических институтов, аналитических и исследовательских центров, так называемых политических технологов, то цифра увеличивается в несколько раз [1].
В стране к настоящему времени сложилось несколько научных школ, включая не только Москву и Санкт-Петербург, но и региональные центры (г. Пермь, г. Сургут, г. Краснодар и др.). В состав кафедр и аналитических центров уже вошли молодые специалисты, получившие профессиональную подготовку по политической науке, в том числе за рубежом, и лишенные влияния научного коммунизма или марксистской идеологии.
В настоящее время уже издано множество учебников, в том числе и для студентов-таможенников, особенно по общему курсу политологии для вузов разного профиля, написано много научных монографий, стабильно выходят базовые политологические журналы (Полис, Полития и др.).
Несмотря на продуктивное развитие политической науки в современной России, в настоящее время существует ряд проблем в процессе преподавания политологических дисциплин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В метатеоретическом плане возникновение множества систем разного рода (полисистемы) связано с процедурой расслоения реальности. Каждый системный слой отражает определенную сторону (аспект, слой, срез, уровень) объектов в терминах соответствующей специальной системной теории. При расслоении сначала выделяются различия изучаемых процессов и явлений, а затем идет поиск сходства различного, тождества противоположностей. Так, например, происходит членение научных знаний на множество независимых системных теорий и их сопоставление для выявления общей структуры (эталона) связи понятий в аксиомах теории, что позволяет строить теории по образу и подобию друг друга [26]. Так что общая теория систем отличается от теории социальных систем, включая политологию, от теории логических систем (диалогики), от теории динамических систем и др. лишь сущностью используемых понятий и терминов, аналогичных по своей системной позиции друг другу, т. е. подобных через интерпретацию их смыслового содержания.
По этой причине каждый самостоятельный срез реальности можно трактовать как пространство смыслов, объединяемых в многомерное метапространство смыслов [1], в котором любая научная теория, язык общения, понимание политической ситуации формируют изолированное локальное смысловое пространство. Освоить его возможно, только приняв точку зрения внутреннего наблюдателя, не искажая индивидуальность собственным пониманием реальности, вытекающим из заранее принятой позиции.