Введение
Актуальность. В последние десятилетия центральное место в изучении эмиграции с точки зрения психологии занимала адаптация мигрантов, стрессы, с которыми они сталкиваются, и пути их преодоления. Когда мы говорим об эмиграции, мы в первую очередь имеем в виду политических или экономических мигрантов, людей, которые ищут лучшей жизни, возможностей, или тех, кто покидает свои дома по вынужденным причинам, таким как войны, голод или политические репрессии.
Человеческое существование неразрывно связано с переживаниями. Мы переживаем за жизнь, мы переживаем за себя, за наше отношение к себе и другим, мы переживаем каждый день ситуации, в которых мы чувствуем себя хорошо или плохо и т.д. Это переживание сопровождает нас с самого начала нашей жизни, в каждый момент нашей деятельности и бездеятельности. Особое внимание к области опыта уделяется в психологии – в теоретических и практических исследованиях, в психологии консультирования, психотерапии, самопознанию, рефлексии.
Проблема опыта была разработана как в зарубежной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Роджерс, В. Фракл, Э. Фромм, А. Фромм), а также в отечественных (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк, В. А. Петровский и др.)[1, с.12].
Проблема миграции высококвалифицированных специалистов до сих пор мало изучена, несмотря на ее важность. Принимающие страны, как правило, не заинтересованы в данном исследовании проблемы межгосударственной миграции высококвалифицированных кадров, в частности, проблемы «утечки мозгов», так как до сих пор они выступали в качестве принимающих стран со значительными преимуществами в результате притока уже подготовленных специалистов.
Среди исследований феномена «переживание» наименее развитым было представление об экзистенциальном переживании. В ходе теоретических поисковых исследований мы не нашли целостного определения этому явлению. Так, в частности, к таким переживаниям относятся эстетическое восприятие искусства, опыт особенностей личности и окружающей среды (Выготский), музыкальные и культурные ценности (Б.М. Теплов), активность и активное действие субъекта по отношению к себе и своей жизни (Ф.Е. Василюк), опыт скорби (Е. Кублер-Росс), переживание пространства, безопасности, интимности, подлинности и др. (А. Лангле), а также многие другие.
Усилия этих авторов были направлены на выявление особенностей различных типов экзистенциальных переживаний, их особенностей, способов обхождения с ними человека, гармоничного воплощения их в личной жизни человека. Однако анализ литературы, позволивший высветить ценные взгляды авторов-ученых на природу переживаний, не показал определения «экзистенциальных переживаний» [2, с.35].
Миграция сопровождается определенными психологическими трудностями и проблемами, которые оказывают негативное влияние на процесс адаптации мигрантов к другой стране. Для данной категории респондентов в большей степени характерными являются такие особенности как наличие определенных экзистенциальных переживаний, которые являются основополагающими в рамках процесса адаптации к новым социальным условиям.
Исследованиями в данной области занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как А.Ю. Гапонова, А.А. Соболевская, Л.И. Леденева, И.Г. Ушкалов, И.А. Малаха, А.К. Попов, Л. Ледяева и т.д.
Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: уровень субъективной витальности, субъективного благополучия и жизнестойкости.
1. Теоретико-методологические основы исследований экзистенциальных переживаний человека
1.1 Понятие экзистенциальных переживаний и встречи с экзистенциальными данностями
Экзистенциализм – это направление, в котором предметом изучения является существование человека с его обычными проблемами, трагедиями и эмоциями. Стремление к трагедии человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных направлений западной философии XX века.
Полифония экзистенциалистов чрезвычайно неоднородна и разнообразна, но всех объединяет интерес к основным темам – человеческому существованию, свободе, выбору, смерти, смыслу жизни. [26, с.11].
Экзистенциализм сформировался как отдельное философское и психологическое направление до Первой мировой войны и просуществовал до середины 1960-х годов, пережив все катастрофы XX века. Но истоки этой философии следует искать еще в XIX веке – в творчестве Ф.М. Достоевского, в идеях Ф. Ницше, в учениях датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основателем экзистенциализма [27, с.12].
Термин «переживание» довольно часто используется на практике не только профессиональными психологами и психотерапевтами, но и в повседневной жизни многими людьми, однако единого понимания этого понятия до сих пор не существует [3, с.99].
Так, в философском энциклопедическом словаре опыт определяется как «переживание, имеющий большое значение, который воспринимается как обогащение собственной личности» [1, с. 527]. Согласно большой советской энциклопедии, переживание – это понятие, используемое в актерском мастерстве, выражающее «способность человека переживать чувства и мысли изображаемого персонажа при каждом исполнении роли» [28, с.40].
Экзистенциальное переживание – это своего рода опыт, связанный с основными предпосылками существования – умением быть, любить жить, быть самим собой, стремиться к смыслу, это особая форма человеческого опыта бытия в мире, связанная с отношением человека к самому себе и миру, которая включает в себя процесс изменения и трансформации приобретенного жизненного опыта для жизни с внутренним согласием [29].
Экзистенциальные переживания состоят из нескольких функциональных моментов:
1. «Мочь быть» включает в себя личную деятельность человека по отношению к своему существу – принимать и терпеть. Принимать и терпеть правду о реальности. Согласно теории современного экзистенциального анализа, жизнь – это данность, в которой человек больше «не может», чем «может» Личная задача реализации личности в первом ФМ – найти как можно больше того, что я могу сегодня помочь себе увеличить «площадь поверхности» своего влияния на обстоятельства. Экзистенциальные темы «Мочь быть» включают в себя: мир, истина, верность, надежда, сила, вера, мужественность.
2. Для того, чтобы прийти к главному состоянию жизни второго ФМ – «Нравится жить», нужна личная активность человека – обращение. Обращение к тому, что нравится человеку, что вызывает желание, удовольствие, дает силы, которые делают жизнь лучше. Но и обращение к негативному, к потере, к тому, что затрудняет доступ к хорошей жизни. Важным здесь является экзистенциальный акт живой скорби через утрату, через который человек может видеть, что ценность утраты не была потеряна [4, с.78].
Выводы по I главе
Анализ литературных источников показал, что экзистенциальные переживания напрямую связаны с основными направлениями жизни человека. Которые отражают его наиболее глубокие переживания. К экзистенциальным данностям мы можем отнести смерть, одиночество, бессмысленность и свободу. Каждому из этих состояний характерными являются определенные экзистенциальные переживания, в первую очередь, характеризующиеся тревожным состоянием.
Субъективная витальность представляет собой характеристику благополучия, которая отражает особенности чувства жизненной силы человека на определенном жизненном пути. Субъективная витальность — это переживание ощущения наполненности энергией, доступной Я, то все, что способствует усилению Я, должно способствовать повышению витальности.
Субъективное благополучие конкретного человека состоит из частных оценок различных аспектов человеческой жизни. Индивидуальные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Эти аспекты жизни являются предметом изучения в различных научных дисциплинах. Благополучие – интересный предмет изучения и актуальная проблема для психологии. Благополучие зависит от наличия четких целей, успешной реализации планов деятельности и поведения, ресурсов и условий для достижения целей.
Благополучие создает удовлетворительные межличностные отношения, возможности для общения и получения положительных эмоций, а также потребность в эмоциональном тепле. Благополучие разрушается социальной изоляцией (депривацией), напряженностью в значимых межличностных отношениях.
Концепция устойчивости С. Мадди, которая включает в себя три взаимосвязанных окружения (вовлечение, контроль и принятие риска), предназначена для борьбы с онтологической тревогой, связанной с выбором будущего.
По нашему мнению, жизнестойкость в данном случае характеризует «мужество быть самим собой» (в категориях П. Тиллиха).
Парадокс жизнестойкости заключается в том, что она не может полностью принять на себя страх быть без своей второй составляющей – «мужества быть частью».
В концепциях П. Тиллиха и Р. Мая мы находим оба полюса, которые «встречают» жизнестойкость – Мир и Другие.
«Мужество быть частью» посвящено работам Э. Фромма и Дж. Холлиса. Важный момент в этих концепциях – позволить Другому быть частью.
Но ни мужество «быть частью», ни мужество «быть самим собой» не способны полностью противостоять беспокойству ничтожности, то, что их объединяет, - это акт безусловной веры, «принятие самого принятия» (П. Тиллих).
Таким образом, жизнестойкость, по мнению С. Мадди, описывает только одну сторону взаимодействия человека с миром, без учета специфики взаимодействия «я» - Другое.
2. Психологические предпосылки эмиграции
2.1 Обзор психологических исследований, посвященных эмиграции
Феномен эмиграции является одним из наиболее характерных и значимых явлений общественной жизни XX века. Эмиграция – это природный феномен, элемент мировых миграционных процессов. В этот процесс вовлечены десятки миллионов людей со всех континентов. Россия не является исключением и там, где с 1917 года процесс эмиграции протекал интенсивно, но неравномерно.
При анализе статьи Н.С. Хрусталевой «Психология эмиграции», нами было определено, что феномен эмиграции, который является одним из самых массовых социальных процессов, втягивающих в свою орбиту миллионы людей, требует тщательного социально-психологического исследования. Это тем более необходимо, что в этом процессе горизонтальной мобильности масс людей возникают не только политические, идеологические, экономические стимулы и тенденции, но и наиболее сложные психологические коллизии как в области индивидуальной, так и групповой психологии. Идентификация их механизмов, установление корреляций изменений психики с изменениями социокультурной среды является нерешенной задачей социальной психологии.
В исследовании Н. С. Хрусталевой, на протяжении ряда лет изучающей динамику эмиграционных потоков из России, бывшего СССР и Российской Федерации, четко прослеживается социально-психологический механизм эмиграционного процесса применительно к четырем зависящим от времени потокам или волнам - в 1920-е, 40-е, 70-е и конце 80-е – начале 90-е гг.
Исследованы пространственные зоны локализации эмигрантских потоков, их мотивация и причины. На основании многолетнего анализа большого и уникального эмпирического материала Н. С. Хрусталева указывает на две основные особенности «четвертой волны» русской эмиграции – ее расположение в локальных зонах (Германия, Израиль, США) и разнообразие ее этнического состава (евреи, немцы, русские, украинцы, народы Кавказа, Прибалтики, Средней Азии) в отличие от первых волн, представленных в основном русской эмиграцией.
Эмиграцию следует характеризовать с учетом соотношения общего и индивидуального. Общая характеристика эмиграции недостаточна без учета ее специфических форм, которые имеют хронологические и социокультурные особенности.
Изучение эмиграционных ситуаций с точки зрения социальной психологии требует использования разнообразных исследовательских методов, как общенаучных, имеющих междисциплинарный характер, так и специфических. Многие из этих методов претерпевают трансформацию в связи с включением в процесс исследования более практически неизученных объектов.
Контекстуальный анализ документов (печатных материалов), анализ документов, характеризующих жизненный путь, взгляды, стереотипы (мемуары, дневники, автобиографии, письма), психодиагностика и социометрические подходы, использование анкет, интервью, а также включенное наблюдение – все это, проведенное среди тысяч эмигрантов, позволяет воссоздать достаточно репрезентативную объективную картину сложных психологических процессов, происходящих в эмигрантской среде.
Анализ и обобщение эмпирического материала обеспечивает основу для определенной структуризации процесса адаптации эмигрантов к новой социокультурной среде. Основными этапами адаптации эмигрантов являются: а) эйфория; б) туризм; в) ориентация; г) депрессивная стадия; д) активная. Каждый из этих этапов согласуется с особенностями индивида (типологией, социальным статусом, уровнем и характером образования, квалификацией, профессией, родственными отношениями, особенностями самосознания).
Выводы по II главе
В ходе нашего исследования нами были определены основные статьи, направленные на определение уровня психологического и социального становления мигрантов в современном мире.
В статье Н.С. Хрусталевой «Психология эмиграции» основной темой является подбор основной методологии, которая формирует представления о современной миграционной системе и основными психологическими механизмами, которыми характеризуются данными процессами.
При анализе статьи А.М. Гуревич «Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта: на примере репатриации в Израиль» были определены основные аспекты формирования психологического портрета современного мигранта.
В статье В.С. Нургалеева «Психологические особенности мигранта и факторы, влияющие на них», были определены основные государственные аспекты и законодательные моменты, которые отражают основные факторы, влияющие на данный процесс.
Статья О.А. Широковой «Психологические проблемы эмиграции» указывает на то, что степень успеха адаптации в новой стране зависит от многих факторов: объективных и субъективных. Все данные факторы в совокупности оказывают влияние на процесс адаптации.
Басманова С.И. в своей статье «Социально-психологические аспекты потенциальной эмиграции» определяет, что каждый человек субъективно проявляет психологические особенности миграции.
3. Эмпирическое исследование
3.1 Психодиагностические методики исследования субъективной витальности, благополучия и жизнестойкости в психологии
На данный момент времени проблема психологической адаптации мигрантов и формирования осознанного отношения к собственной жизни приобрела широкий размах. Наше исследование поставило перед собой цель эмпирически обосновать особенности субъективной витальности, благополучия и жизнестойкости у людей -мигрантов и людей, которые реализовали свои навыки в рамках собственного государства.
Задачи исследования:
1. Определить уровень субъективного благополучия у двух категорий испытуемых.
2. Определить уровень субъективной витальности как диспозиции.
3. Выделить уровень развития жизнестойкости у испытуемых двух категорий.
В исследовании приняло участие 60 человек (30 экспатриантов и 30 человек - контрольная группа, которая проживает на исторической родине). Среди них 11 женщин и 49 мужчин в возрасте от 27 до 45 лет, все с оконченным высшим образованием; все на момент исследования трудоустроены в сфере информационных технологий.
Методики исследования:
1. Шкалы субъективного благополучия К. Рифф (Шевеленкова, Фесенко 2005) (Приложение А)
Данная методика состоит из 84 вопросов, каждый из которых необходимо оценить от одного до 6 баллов, в зависимости от значения для каждого отдельного человека.
После этого происходит подсчет баллов и дается вывод о том, какой уровень субъективного благополучия характерен для каждого отдельного респондента:
0-323 баллов – низкий уровень психологического благополучия;
324-353 баллов – средний уровень психологического благополучия;
354 и выше баллов – высокий уровень психологического благополучия.
2. Шкала субъективной витальности как диспозиции (Ryan, Frederick,1997; в переводе Д.А. Леонтьева) (Приложение Б)
Методика субъективной витальности имеет два варианта: шкала витальности как состояния (Vt-s) и шкала диспозиционной витальности (Vt-d). Первая предлагает оценить свое состояние «здесь и сейчас», вторая направлена на оценку характерного для человека уровня витальности, так как не привязана ко времени и отражает, скорее, особенности личности (витальность как черта личности). Каждая из шкал включает 7 пунктов, каждый из которых оценивается испытуемым по семибалльной шкале Лайкерта от «абсолютно неверно» до «абсолютно верно» (Ryan, Frederick, 1997), затем полученные баллы по каждой из шкал суммируются. Пункты № 1, 3, 4, 5, 6, 7 являются прямыми, а пункт № 2 — обратным.
Обработка данных:
Высокий уровень – 40-47 баллов.
Средний уровень – от 25 до 39
Низкий уровень – менее 25.
3. Тест жизнестойкости С. Мадди в модификации Д. Леонтьева 1985г (Приложение 3).
Данный тест направлен на определение внутренних ресурсов личности для преодоления стрессовых ситуаций. Он состоит из 45 вопросов, на каждый из которых нужно дать ответ в соответствии с заданием (прямые и косвенные вопросы).
Выводы по III главе
С целью определения уровня субъективной витальности, жизнестойкости и субъективного благополучия нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик:
- Шкалы субъективного благополучия К. Рифф (Шевеленкова, Фесенко 2005).
- Шкала субъективной витальности как диспозиции (Ryan, Frederick,1997; в переводе Д.А. Леонтьева).
- Тест жизнестойкости С. Мадди (Леонтьев, Рассказова, 2006).
В ходе исследования нами были получены результаты, согласно которым показатели субъективной витальности, жизнестойкости и субъективного благополучия в большей степени выражены у людей, без опыта миграции. Данный факт говорит о необходимости проведения определенной работы по оптимизации эмоционально-психологического состояния данной категории испытуемых.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что экзистенциальные переживания напрямую связаны с основными направлениями жизни человека. Которые отражают его наиболее глубокие переживания. К экзистенциальным данностям мы можем отнести смерть, одиночество, бессмысленность и свободу. Каждому из этих состояний характерными являются определенные экзистенциальные переживания, в первую очередь, характеризующиеся тревожным состоянием.
Субъективная витальность представляет собой характеристику благополучия, которая отражает особенности чувства жизненной силы человека на определенном жизненном пути. Субъективная витальность — это переживание ощущения наполненности энергией, доступной Я, то все, что способствует усилению Я, должно способствовать повышению витальности.
Субъективное благополучие конкретного человека состоит из частных оценок различных аспектов человеческой жизни. Индивидуальные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Эти аспекты жизни являются предметом изучения в различных научных дисциплинах. Благополучие – интересный предмет изучения и актуальная проблема для психологии. Благополучие зависит от наличия четких целей, успешной реализации планов деятельности и поведения, ресурсов и условий для достижения целей.
Благополучие создает удовлетворительные межличностные отношения, возможности для общения и получения положительных эмоций, а также потребность в эмоциональном тепле. Благополучие разрушается социальной изоляцией (депривацией), напряженностью в значимых межличностных отношениях.
Концепция устойчивости С. Мадди, которая включает в себя три взаимосвязанных окружения (вовлечение, контроль и принятие риска), предназначена для борьбы с онтологической тревогой, связанной с выбором будущего.
По нашему мнению, жизнестойкость в данном случае характеризует «мужество быть самим собой» (в категориях П. Тиллиха).
Парадокс жизнестойкости заключается в том, что она не может полностью принять на себя страх быть без своей второй составляющей – «мужества быть частью».
В концепциях П. Тиллиха и Р. Мая мы находим оба полюса, которые «встречают» жизнестойкость – Мир и Другие.
«Мужество быть частью» посвящено работам Э. Фромма и Дж. Холлиса. Важный момент в этих концепциях – позволить Другому быть частью.
Но ни мужество «быть частью», ни мужество «быть самим собой» не способны полностью противостоять беспокойству ничтожности, то, что их объединяет, - это акт безусловной веры, «принятие самого принятия» (П. Тиллих).
Таким образом, жизнестойкость, по мнению С. Мадди, описывает только одну сторону взаимодействия человека с миром, без учета специфики взаимодействия «я» - Другое.
В ходе нашего исследования нами были определены основные статьи, направленные на определение уровня психологического и социального становления мигрантов в современном мире.
В статье Н.С. Хрусталевой «Психология эмиграции» основной темой является подбор основной методологии, которая формирует представления о современной миграционной системе и основными психологическими механизмами, которыми характеризуются данными процессами.
При анализе статьи А.М. Гуревич «Социально-психологические особенности личности и мотивации потенциального эмигранта: на примере репатриации в Израиль» были определены основные аспекты формирования психологического портрета современного мигранта.