Введение
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современном мире молодежь, и в частности, многие женщины, сосредоточены на образовании, карьерном росте и социальном статусе, для того, чтобы, обеспечить достойную (материальную) жизнь для себя и своих будущих детей. Как правило, деторождение откладывается на период, совпадающий с пиком рождаемости, т.е. возрастом от 20 до 30-35 лет. Затем заметно снижается репродуктивное здоровье, возрастает риск аномального развития плода (часто несовместимого с дальнейшим развитием), накапливаются сопутствующие заболевания и т.д. Получается, что они начинают задумываться о детях, когда находятся в возрасте далеко за 30 лет, и лучшее время для зачатия и деторождения уже упущено. В этой связи возрастает необходимость обращения к вспомогательным репродуктивным технологиям.
Согласно статистическим данным, за последние 10 лет число женщин с диагнозом бесплодие увеличилось почти вдвое. Принимая во внимание тенденции современного мира, ориентированные на длительное «взросление» и культивирование потребительских ценностей, ухудшение экологической ситуации, а также повышение социальных требований и ускорение темпов жизни, что приводит к истощению эмоциональных и физических ресурсов, можно предположить, что в будущем ожидается увеличение роста числа бесплодных пар и женщин, в частности. Поэтому эта проблема очень актуальна на сегодняшний день [2, с.128].
Однако не только возрастные и социально-экономические проблемы влияют на способность женщин к естественному зачатию. Часто, когда женщины узнают о бесплодии, они испытывают стресс из-за чувства собственной неполноценности, и они очень беспокоятся об успехе или неудаче ЭКО-терапии. Они также обеспокоены восприятием «неестественности» зачатия через ЭКО и другие репродуктивные технологии. Следовательно, желание скрыть от всех свое лечение, а это в свою очередь отнимает немалую долю внутренних ресурсов и усилий, которые более необходимы для преодоления трудностей и опасений, связанных с лечением. И мы знаем, что многочисленные исследования репродуктивного здоровья показали, что психическое благополучие или отсутствие психического благополучия (стресс, депрессия, нехватка ресурсов) оказывают значительное влияние на женский организм, особенно в репродуктивной сфере. Поэтому очень важно иметь представление об эмоционально-психологическом состоянии, в котором женщина вступает в процедуру лечения бесплодия. С учетом этих особенностей, необходимо создать женщинам наиболее благоприятные условия для зачатия и последующего вынашивания будущего ребенка [1, с.40].
В данном исследовании необходимо отметить авторов и ученых, которые в своих работах определяли особенности женщин, страдающих бесплодием. Основными авторами, теории которых будут использоваться в данном исследовании являются такие ученые и специалисты в области перинатальной психологии как П.К. Анохин [5], И.В. Добряков [23], Г.П. Нарциссова [47], Г. Селье [59], А.А. Ухтомский [60], Г.Г. Филиппова [53] и т.д.
Данные отечественные и зарубежные исследователи в своих работах определяли свои концепции как теории стресса, доминанты, материнства, теория функциональных систем и т.д.
С целью изучения особенностей психоэмоциональной сферы женщин, которые лечатся от бесплодия при помощи ЭКО, нами был разработан научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: психоэмоциональное состояние женщин на этапе лечения бесплодия методом ЭКО
Предмет исследования: эмоциональные особенности женщин на этапе лечения бесплодия методом ЭКО.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психоэмоционального состояния женщин на этапе лечения бесплодия методом ЭКО
1.1 История материнства: особенности готовности женщин к рождению ребенка.
В.В. Абрамченко, считает, что изначальным предназначением женщины еще с древних времен являлось материнство, уход и забота за детьми. Однако, в разные временные периоды существовали различные точки зрения на то, что такое «материнство». Отцовство как понятие стало формироваться лишь в Новое время [3, с. 56].
В средние века материнство рассматривалось как «естественное» и даже биологическое предназначение женщины как матери. Во второй половине XVI века во всем мире стали отчетливо проявляться тенденции, враждебные детоцентризму, характерные для XVI-XX веков. Готовность к рождению ребенка не являлась проблемой в те времена, т.к. изначально предполагалось, что процесс рождения, воспитания и ухода за детьми является естественным.
Исследователи средневековой культуры установили, что понятие материнства и понятие «правильный брак» развивались одновременно, для раннего средневековья характеризовалась высокой оценкой девственности и бездетности [7, с.147].
С точки зрения представления о материнстве в Новом веке, оно формировалось не столько церковными постулатами, сколько светской литературой. Образованные матери воспитывались в это время не только на собственном примере, но и на литературном. Имеется в виду, что в это время высоко ценились как матери и отцы образованные и умные люди, которые подходили к вопросу рождения ребенка с высоким уровнем ответственности.
Исследователи феномена материнства, работавшие в последние десятилетия XX века, заставляли звучать целый ряд партий, которые не были научно обоснованы. Исследователи различных форм общественно-политической деятельности женщин и женского движения конца XIX - начала XX века обратили внимание на использование феминистками прошлого века идеи «духовного материнства» как элемента «висцерализма» между единомышленницами [12, с.258].
В 1920-х годах в обиход пришел термин «материнство», о котором говорили сразу учителя, социальные работники и гигиенисты. В то время материнство перестало быть естественным атрибутом женщины.
Именно в этот временной период началось расслоение между женщинами, которые хотят стать матерью или реализовать себя в иной сфере. Данные понятия, по мнению большевиков исключали друг друга. Постепенно началось отделение женщин от семьи, т.к. появилась возможность по иному реализовать себя в социуме. Готовность к материнству в это время начала снижаться [13, с.127].
Дореволюционный период в истории российского материнства является слабо известным. В данное время господствовал образ матери-труженицы, которая своей деятельностью приучает ребенка к труду.
В советское время не принято было озвучивать тему материнства, т.к. считалось, что она идет вразрез с идеей коммунизма и социализма. Строго разграничивались роли матери и женщины в общем, т.к. женщина не может быть и революционеркой, и матерью одновременно [25, с. 33].
Социально-политическая эмансипация женщин и расширение их участия в жизни современного общества делают их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Помимо материнства, самоуважение женщин имеет много других оснований – профессиональные достижения, социальная независимость, самореализация, не приобретенная в результате брака, социальное положение. Некоторые традиционные материнские функции в семейном учреждении выполняются государственными учреждениями и специалистами (врачами, педагогами, специализированными учреждениями и т.д.).
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения особенностей психоэмоционального состояния женщин на этапе лечения бесплодия методом ЭКО.
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: клиника по лечению бесплодия «Эмбрион» и роддом №4 г. Москва. В исследовании приняли участие 50 женщин в возрасте от 25 до 42 лет, среди которых наблюдалось 25 женщин, которые прошли успешное лечение от бесплодия при помощи метода ЭКО и 25 бесплодных женщин, которые прошли процесс экстракорпорального оплодотворения с отрицательным результатом. В связи с тем, что в данной выборке необходимо сравнение двух категорий, в итоге исследования проводилось статистическое сравнение данных двух категорий.
Ход исследования: исследование проводилось онлайн при помощи компьютерных средств и технологий.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью изучения особенностей психоэмоционального состояния бесплодных женщин, получающих лечение при помощи ЭКО, нами был разработан научно-категориальный аппарат:
Объект исследования: психоэмоциональное состояние женщин на этапе лечения бесплодия методом ЭКО
Предмет исследования: особенности психоэмоционального состояния женщин на этапе лечения бесплодия методом ЭКО
Гипотезы исследования:
1) предположительно, для женщин, которые прошли процесс экстракорпорального оплодотворения с отрицательным результатом, характерным является высокий уровень стресса, что проявляется в низких показателях самочувствия, активности, настроения, а также для этой группы женщин характерна более низкая самооценка;
2) предположительно, для женщин, которые прошли процесс экстракорпорального оплодотворения с положительным результатом, характерным является высокий уровень стресса, что проявляется в низких показателях самочувствия, активности, настроения, а также для этой группы женщин характерна более высокая самооценка;
3) группа женщин, которые прошли успешное лечение от бесплодия при помощи метода ЭКО, и женщины, которые прошли процесс экстракорпорального оплодотворения с отрицательным результатом, отличаются по уровню выраженности жизнестойкости, психоэмоционального состояния и уровню самооценки.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности психоэмоционального состояния женщин, страдающих бесплодием и получающих лечение в рамках программы ЭКО.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что история материнства уходит корнями в древние времена, когда главной ответственностью женщин было рождение и воспитание потомства. В современном мире готовность женщины к родам рассматривается с точки зрения наличия гармоничного развития таких сфер, как физиологическое, психологическое и эмоциональное. Важным фактором при формировании общей готовности к рождению ребенка является наличие определенных знаний в рамках этого процесса.
При анализе различных теорий психоэмоционального состояния выяснилось, что все теории базируются на взаимодействии внешней и внутренней сфер жизни женщины. В данных теориях были определены основные положения, в рамках которых можно выделить как физиологические, психологические, так и эмоциональные особенности, влияющие на психоэмоциональное состояние женщин.
Бесплодие и другие репродуктивные расстройства имеют серьезные психологические последствия для женщин. Это важнейшие сферы жизни женщины, такие как ее эмоциональное состояние, отношения с близкими, отношения с мужем, воспитание детей и охрана здоровья. Сравнив психоэмоциональное состояние бесплодных женщин, которые проходили лечение бесплодия методом ЭКО и получили либо положительный, либо неудовлетворительный результаты, можно сделать вывод, что 2-я группа женщин характеризуются не только высоким уровнем негативной реакции, но и высоким риском психотравматического стрессового расстройства.
С целью определения психоэмоционального состояния женщин, страдающих бесплодием и получающих лечение при помощи метода ЭКО, было проведено эмпирическое исследование при помощи нескольких методик: тест жизнестойкости С. Мадди в модификации Д. Леонтьева, тест самооценки Дембо-Рубинштейна, а также методика САН. В итоге нами были получены следующие результаты:
1. При анализе самооценки данных категорий женщин было определено, что по критерию «здоровье» для 1-й группы женщин характерным является 3,4 балла, а для 2-й группы женщин – 2,9. По критерию «ум» данные показатели, следующие: 3,9 и 3. По критерию «характер» данные показатели варьируются 3,8 и 3,3 соответственно. При оценке критерия «счастье», было определено, что данные показатели идентичны и составляют 3,1.
При определении результатов по методике САН, нами были получены определенные результаты:
«Самочувствие» для 1-й группы составило 5,4, а для 2-й группы – 3,9.
«Активность» – для 1-й группы женщин –5, для 2-й группы – 4,7.
«Настроение» – для 1-й группы женщин 5,1, для 2-й группы – 3,2.
При исследовании уровня жизнестойкости данных категорий женщин было определено, что для женщин 1-й группы и 2-й группы, получающих лечение при помощи метода ЭКО он характерен по критериям:
«вовлеченность» – 40,9 и 32,9 соответственно;
«контроль» – 28,3 и 27,2 соответственно;
«принятие риска» – 17,9 и 14,4 соответственно;
Общий уровень жизнестойкости – 83, 6 и 78,0.
2. День пунктирования фолликулов. При оценке САН были получены следующие результаты:
Самочувствие – 5,2 для беременных женщин и 3,7 для 2-й группы.
Активность – 4,8 для беременных женщин и для 4 для 2-й группы.
Настроение – 4,9 для беременных и 3,0 для 2-й группы.
3. Оценка САН для женщин на этапе лечения бесплодия методом ЭКО в день переноса эмбрионов:
«Самочувствие» – 5,8 для 1-й группы женщин и 3,5 для 2-й группы женщин.
«Активность» – 5,0 для 1-й группы женщин и 4,2 для 2-й группы женщин.