ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время как в России, так и во всем мире происходят изменения, глобально затрагивающие экономические, политические, социальные и, безусловно, психологические вопросы. Эти изменения коснулись и фундаментальной основы общества – так называемого, института семьи и брака.
Современное супружество находится в фазе глобальной перестройки, от формы к содержанию. Причины таких изменений заключаются в необходимости адаптации к новым условиям экономики и существования социума, появлении новых потребностей вступающих в брак людей, и изменении систем ценностей и взглядов. Многие исследователи подчеркивают, что современная семья в российском обществе находится в кризисе, который затрагивает как устоявшиеся семьи, так и, в большей степени, молодые супружеские пары.
В настоящее время общество представляет две вехи изменений: одни утверждают, что нынешний кризис семьи является негативным, и призывают к возвращению к старым архаичным формам брака и семейных отношений, поскольку, по их мнению, утрата этих форм ведет к девальвации семьи, утрате нравственных идеалов и основных человеческих ценностей. Другая часть общества считает, что наблюдаемые изменения носят естественный характер и что семья меняется в соответствии с тенденциями, которые происходят в социальном, экономическом и политическом устройстве общества. Иными словами, семья – это показатель всех социальных изменений.
Семейный кризис – это прежде всего жизненный кризис непосредственно вовлеченных членов семьи. Для некоторых из них это личный кризис. Поэтому многие люди, особенно те, кто уже обратился к психологу за помощью в преодолении личностного кризиса, рассматривают семейный кризис как вариант личностного кризиса.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КРИЗИС ЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ»
За последние два десятка лет темп жизни людей значительно ускорился, этим и обусловлено понижение уровня жизни, потеря установившихся с годами ценностей, социальная и экономическая нестабильность, что в свою очередь вызывает возрастание тревожности среди населения, а также обострение таких переживаний, как одиночество, ощущение ненужности, неуверенности, страх за будущее, небезопасность и многое другое.
По этой причине в таких науках, как медицина, психология и социология все больше стало фигурировать понятие «кризис». Что касается синонимов данного термина, то в психологической литературе часто встречаются понятия типа «перелом», «бедствие», «критическая ситуация» и тому подобное.
Кризис представляет собой препятствие, травму или угрозу, но он также предлагает возможность для роста и развития. Психологический кризис – это жизненное событие, которое человек воспринимает как стрессовое до такой степени, что нормальные механизмы преодоления неэффективны [5, c. 36].
Важнейшим фактором в «патологических» состояниях кризиса, который, в свою очередь, определяет терапевтическую тактику кризисной психотерапии, являются суицидальные мысли и поведение. Такие суицидальные тенденции относятся к структуре клинических проявлений кризисных состояний и являются реакцией на чрезмерные, субъективно невыносимые человеком страдания. Понятие кризисных условий было разработано A. Г. Амбрумовой [1, c. 14]. Согласно ее концепции, причинами такого поведения являются потери и конфликты в области, которая важна для определенного человека.
ГЛАВА 2. КРИЗИСНАЯ СУПРУЖЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
К сожалению, предложения пройти курс супружеской или семейной психотерапии чаще всего отвергаются. Объяснения отказов очень стереотипны: «Он (она) не пойдет, потому что:
- ему (ей) некогда:
- считает психологию бессмысленной;
- не верит, что это поможет;
- считает, что проблем нет;
- будет злиться, что я «выношу сор из избы».
Затем следует встречное предложение: «Научите меня влиять на него (нее), и я сделаю все, как вы говорите». Есть и более жесткие требования: «Я приведу его (ее) к вам, и вы будете влиять на него (ее) так или иначе». Конечно, такие просьбы заведомо невыполнимы и противоречат этике психологической помощи.
Семейная кризисная терапия показана и возможна, когда члены семьи кризисного индивидуума проявляют инициативу, когда они вовлечены в кризис, когда необходимо их вовлечь в помощь индивидууму и когда существует риск развития кризиса у других членов семьи [8].
Семейная кризисная терапия отличается от традиционной семейной терапии тем, что направлена на сдерживание суицидальных тенденций путем скорейшего разрешения семейных конфликтов. В семейной кризисной терапии нет обязательной задачи по сохранению семьи.
Эта форма кризисной терапии возможна в трех вариантах:
1. продолжение отношений на более высоком уровне, чем до кризиса;
2. поддержание неустойчивого баланса;
3. четкое и окончательное разделение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зависимые и созависимые отношения дисфункциональны, они несут в себе семена собственного разрушения. Эти отношения могут хромать, иногда годами, в условиях стресса, требуя больших усилий и энергии для поддержания, прежде чем они окончательно развалятся. Когда они это сделают, зависимый человек может чувствовать себя преданным, брошенным, уязвимым и отчаянно пытается найти новые отношения, за которые можно ухватиться в целях безопасности. В этом отчаянии зависимый человек может быть еще более уязвим для других дисфункциональных и потенциально жестоких отношений. Кризис зависимых отношений описывается как наиболее частая причина суицидных реакций, независимо от их формы. Такие реакции возникают в результате межличностного и внутрипсихического конфликта – между зависимостью кризисного индивида от объекта эмоциональной привязанности и осознанной потребностью освободиться от зависимых отношений.
Суть программы кризисной терапии не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы над ней работать. Семейная психотерапия применяется в случаях, когда психологический кризис вызван семейным конфликтом. Целями семейной терапии являются: укрепление сплоченности семьи, улучшение адаптации членов семьи к кризисным ситуациям, развитие конструктивного стиля общения между членами семьи. Семейная кризисная терапия показана и возможна, когда члены семьи кризисного индивидуума проявляют инициативу, когда они вовлечены в кризис, когда необходимо их вовлечь в помощь индивидууму и когда существует риск развития кризиса у других членов семьи. Эта форма кризисной терапии возможна в трех вариантах: продолжение отношений на более высоком уровне, чем до кризиса; поддержание неустойчивого баланса; четкое и окончательное разделение.