ВВЕДЕНИЕ
Согласно данным литературы, суицидальный риск у лиц с расстройствами личности во много раз выше, чем в общей популяции.
Психопатии характеризуются наличием постоянных моделей внутреннего опыта, а также поведения, которые не меняются и не проявляются в самых разных ситуациях. Они оказывают значительное влияние на установление межличностных связей пациента, социального и делового функционирования и наряду с личностными чертами и умственной отсталостью приписываются классификации к оси II классификации DSM¬¬-IV [2].
Клиническая неоднородность расстройств личности и их сопряжение с явлениями аутоагрессивного поведения во многом зависят от наследственных характеристик темперамента, особенностей нейроонтогенеза и средовых факторов. В свою очередь Дж. Модестин с другими авторами указал, что сексуальное или физическое насилие, а также как доказательство аналогичного насилия в детстве и других видов травматического опыта, связано с различными саморазрушительным и суицидальным поведением – эта особенность возникла в основном у женщин.
Дж. Самуэлс и другие, рассматривали, что суицидальные мысли или попытки чаще встречаются не только у людей с расстройством личности, но и у родственников 1 и 2 линии родства. Это может свидетельствовать как о вкладе генетических факторов в патогенез психопатологических явлений, связанных с суицидом, так и о роли стресогенных ситуаций [12, с. 99].
1. Суицидальность и расстройства личности
Суициды являются одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем современного общества. Одной из групп высокого суицидального риска являются лица, страдающие психическими заболеваниями. В частности, риск развития суицидального поведения у лиц с расстройствами личности во много раз выше, чем в общей популяции.
При рассмотрении клинических характеристик пациентов с расстройствами личности, совершивших суицидальные попытки, следует вывод о том, что если суицидента выявлено истерическое расстройство, для нег характерны черты эгоцентричности и эмоциональной лабильности, которые накладывали отпечаток на формирование и течение суицидального процесс. Также следует учесть, что степень проявления данного расстройства личности определяет истинные намерения суицидента, т.е. насколько суицидальная попытка носила истинный, или же имела демонстративно-шантажный характер. Для таких людей характерно применение многократных угроз, а сама же попытка совершается в присутствии окружающих. У суицидентов с истерическим расстройством личности, проявляется склонность к многократности попыток, с последующей продуманностью [3, с. 69].
Следующий тип расстройства личности у суицидентов – эмоционально неустойчивый. У таких пациентов отмечаются импульсивность, взрывчатость, неспособность контролировать собственные эмоциональные вспышки. Суицидальное поведение также носит импульсивный характер. Очень часто попытка суицида не планируется и совершается внезапно – как реакция на психотравмирующую ситуацию. В ряде случаев пациенты оценивают таковые ситуации, вызывающие у них выраженное чувство обиды, что побуждало их совершить покушение с целью «наказать» обидчика своей смертью. Обычно средства для совершения суицидальной попытки выбирались случайные, и, возможно, в силу этого обстоятельства часто попытка была потенциально не летальна [7].
Если у суицидентов было выявлено диссоциальное расстройство личности, у них отмечается эмоциональная незрелость, безответственность, девиантные формы поведения. В ряде случаев сама суицидальная попытка может не иметь четких закономерностей, совершается импульсивно, а с другой стороны может быть заранее спланирована и подготовлена. У таких людей отсутствуют черты демонстративности. Именно такие суициденты относятся к совершенному покушению критически, рассматривают свое поведение как проявление человеческой слабости, а также могут жалеть о совершенном поступке. На фоне переживания жизненных кризисов у таких лиц обострялось чувство собственной никчемности и социальной непривлекательности, что усиливало тревожность и иррациональные страхи, связанные с будущим. Все это суммировалось в один общий «тотальный страх перед жизнью и будущими проблемами», которые могут доставить непереносимую душевную или физическую боль. Страх становился хроническим и психологически изматывающим, так что даже незначительный повод зачастую приводил к реализации суицидальной настроенности. Суицидальная попытка, как правило, была хорошо спланирована.
2. Особенности психотерапии суицидентов с расстройством личности
Кризисная психотерапия используется и наиболее эффективна в помощи суицидентам, в пресуицидальном периоде, когда есть возможность предотвращения суицидальных действий. Почти все пациенты, которые пытаются совершить самоубийство или обнаруживают суицидальные намерения, нуждаются в психологической поддержке.
Л. Раппорт выделил следующие цели кризисной терапии:
1. Снять симптомы;
2. Восстановить докризисный уровень функционирования;
3. Осознать события, которые приводят к состоянию дисбаланса;
4. Выявить внутренние ресурсы пациента, его семьи и различных форм помощи извне для преодоления кризиса;
5. Установить связи между стрессом и прежними жизненными переживаниями и проблемами;
6. Освоить новые модели восприятия, мыслей и чувств; развить новые адаптивные реакции и стратегии совладания со стрессом, которые могут быть полезны не только в период данного кризиса, но и в будущем [6].
Осуществление кризисной психотерапии происходит в индивидуальной, семейной и групповой формах. Основными задачами кризисной терапии являются:
1. Кризисная поддержка, включает в себя: установление терапевтического контакта; описание суицидоопасных переживаний; мобилизацию механизмов психологической защиты; заключение терапевтического контракта.
2. Кризисное вмешательство, подразумевает под собой: рассмотрение недоказанных способов решения кризисной проблемы
– определение несовместимых установок, которые блокируют оптимальные способы решения кризиса
– коррекция неадаптивных установок
– активация терапевтической установки
3. Под расширением адаптивных возможностей, можно рассматривать тренинг неопробованных способов адаптации; развитие навыков самоконтроля и самокоррекции против неадаптивных установок.
Существует три метода кризисной терапии: 1. Кризисная поддержка; 2. Кризисное вмешательство; 3. Повышение уровня адаптации (устойчивости) к кризисным ситуациям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суициды являются одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем современного общества. Одной из групп высокого суицидального риска являются лица, страдающие психическими заболеваниями. В частности, риск развития суицидального поведения у лиц с расстройствами личности во много раз выше, чем в общей популяции.
При проведении психотерапевтической работы при суицидальном поведении. Отмечено, что объём и характер лечебного воздействия у конкретного пациента может зависеть от многих факторов. Однако суицидальное поведение – это стадийный и динамичный процесс, имеющий свои когнитивно-поведенческие механизмы, определяющие суицидокинез. Общим для суицидального поведения, как правило, является:
– Придание стрессовой (суицидогенной) ситуации доминирующего значения в сознании.
– Эмоционально обусловленное сужение предметности сознания, ограничение мышления преимущественно суицидогенной ситуацией.
– Направленность поведения в будущее (суицидальные действия, рассматриваются как ключевой этап преодоления стресса и разрешения сложной ситуации).
– Изменение системы ценностей и приоритетов: патологически переоцененная и завышенная индивидуальная значимость суицидогенной ситуации при одновременном полном обесценивании или резком снижении ценности жизни.
При применении психотерапии с суицидентами с расстройствами личности, происходит развитие навыков решения проблем, которые поддерживаются рядом вспомогательных терапевтических методов, задачей которых является поддержание работы в группе, а также консультации по телефону. У пациентов происходит обучение сенситивности, эффективности межличностных отношений, а также преодоления психологического диссресса.
Индивидуальный выбор направления и метода психотерапии с обоснованным сочетанием или этапным предпочтением лекарственной терапии, а так же с учётом конкретной клинической ситуации должен являться основным принципом помощи лицам, проявляющим суицидальную активность. При этом знание особенностей динамики суицидального поведения, отдельных психологически важных элементом суицидокинеза, позволяет проводить более дифференцированную и эффективную индивидуальную работу, что имеет важное значение в профилактике самоубийства.