ВВЕДЕНИЕ
Впервые идея психологических защит зародилась в психоанализе, в работах З. Фрейда, который освящал проблему поведения человека и утверждал, что действия человека не всегда подвластны контролю разума, а наоборот, в определяющей степени подчинены бессознательному. Более подробным изучением защитных механизмов личности занималась его дочь, Анна Фрейд.
В книге «Психология Я и защитные механизмы» раскрывается теория защитных механизмов, где защитные действия Я рассматриваются как объект анализа, где характеризуются защитных механизмы и ориентация защитных процессов в соответствии с источников тревоги и опасности.
Согласно Анне Фрейд, Я не является полностью свободным в создании защитных механизмов, которые оно использует. Само существование невротических симптомов свидетельствует о том, что Я потерпело неудачу, а каждый возврат вытесненных импульсов, который приводит к формированию симптомов, указывает на то, что защита не сработала.
В связи с этим становится актуальным рассмотрение проблем защитных механизмов и Я.
Цель работы: проанализировать психологию «Я» и защитные механизмы в работе Анны Фрейд.
1. ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ «Я»
Обращаясь к рассмотрению защитных действий Я как к объекту анализа, Анна Фрейд уделяет внимание отношению между Я и аналитическим методом.
В практике психоанализа задачей психоаналитика выступает введение в сознание всего бессознательного, не смотря на то, к какому психическому образованию оно относится. Аналитик должен равномерно и объективно распределить свое внимание между бессознательными компонентами всех трех образования: Оно, Я, Сверх-Я. Другими словами, принимаясь за работу по интерпретации, он выбирает себе такую позицию, которая бы была равноудалена от этих трех образований [1, с. 10].
Анна Фрейд подчеркивает, что в реальности различные обстоятельства могут препятствовать этой равноудаленности. Как правило, беспристрастность аналитика не вызывает отклика у различных образований реакции на его усилия разные. В отношении Оно, импульсы которого не склонны к тому, чтобы оставаться неосознанными – они устремляются вверх, пытаясь проложить себе дорогу в сознание и таким образом достичь удовлетворения (или хотя бы направить некоторую часть производных ближе к сознанию). Это всё обусловливает тот факт, что аналитик для подавленных компонентов Оно является неким помощником, освободителем, так как работа аналитика подкрепляет устремленную вверх тенденцию.
Другая картина представлена в отношении с Я и Сверх-Я. Аналитик для образования Я, которые стремятся ограничить импульсы Оно собственным потенциалом, является возмутителем спокойствия. В процессе работы он стирает созданные вытеснения и способствует разрушению компромиссных образований, воздействие которых носит патологичный характер, при этом их форма является полностью спонтанной Я.
Так, цель психоаналитика, которая заключается во введении бессознательного в сознание, с одной стороны, и усилия образования Я по овладению инстинктами, с другой стороны, противоречат друг другу. Отсюда вытекает, что для образования Я цель аналитика представляется как угроза (исключение составляет понимание пациентом своего расстройства).
В целом отношение Я к работе аналитика является тройственным. Реализуя свою способность к самонаблюдению, деятельность Я согласуется с делом аналитика. Этой способностью свободно может распоряжаться аналитик, и Я дает ему представление о других образованиях, созданные на базе их производных, которые вторглись на его территорию. Я в отношении аналитики выступает антагонистично тогда, когда в своем самонаблюдении является ненадежным и тенденциозным. Я, сознательно регистрируя и передавая одно, фальсифицирует и избавляется от других фактов, пи этом препятствуя их освещению.
Анна Фрейд подчеркивает, что это все целиком противоречит методам аналитического исследования, которое настаивает на рассмотрении возникающих явлений без какой-либо дискриминации. Я как объект анализа, в котором осуществляются защитные действия, реализуются бессознательно, которые можно ввести в сознание значительными усилиями, подобно бессознательной активности любого из вытесняемых инстинктивных импульсов [1, с. 11].
2. «Я» И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Термин «защита» применялся З. Фрейдом для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых аффектов и мыслей. С течением времени этот термин был заменен на понятие «вытеснение».
В работах отца Анны Фрейд («Ревность, паранойя и гомосексуальность», 1922) описаны такие защитные механизмы как интроекция или идентификация, проекция – как важнейшие защитные способы, которые использует Я при болезненных эмоциях этого типа, и характеризуются как невротические механизмы. В работе по теории инстинкта (1915) Фрейдом описаны процессы борьбы Я с самим собой и обращения – изменения инстинкта» [1, с. 34]. Последние два механизма также можно отнести к защитным средствам, так как источники всех изменений, которым подвергаются инстинкты, находятся в определенной активности Я. Так, если бы Я (или внешние силы Я) не вмешивались, то каждый инстинкт получал бы лишь удовлетворение.
К регрессии, вытеснению, формированию реакции, изоляции, уничтожению, проекции, интроекции, борьбе Я с самим собой, обращению – всем девяти способам защиты, Анна Фрейд добавила десятый – сублимацию (или смещение инстинктивных целей), который она относит к изучению нормы, а не к неврозу.
Я в своих конфликтах с аффектами и с производными инстинктов имеет доступ к использованию всех десяти способов защиты. Задача аналитика заключается в определении того, насколько они являются эффективными в процессах сопротивления Я и формирования симптома, которые он имеет возможность наблюдать у разных людей.
А. Фрейд вытеснению придавала особое значение, полагая, что этот способ защиты занимает уникальную позицию, так как отличается от других защитных способов своей эффективностью. Вытеснение способно достигать значительно большего в количественном отношении – они способно справиться с сильнейшими инстинктивными импульсами, когда другие защитные механизмы в таком случае неэффективны [1, с. 40].
Вытеснение кроме того является самым опасным защитным механизмом. Отъединение от Я, которое наступает по причине изоляции сознания от всего процесса инстинктивной и аффективной жизни, способно полностью разрушить целостность личности. Можно говорить о том, что вытеснение обусловливает формирование компромисса и невроза. Итоги и последствия других защитных механизмов являются не менее серьезными, однако, даже в острой форме они преимущественно остаются в пределах нормы. Они проявляются в искажениях, диспропоциях, существенных изменениях Я, которые частично сопровождают (или замещают) невроз.
Инстинктивные опасности, от которых защищается Я, всегда те же, однако, могут меняться причины возникновения ощущения у Я определенного вторжения инстинкта как опасного.
Анна Фрейд выделяет следующие мотивы защиты от инстинктов:
1. Тревожность Сверх-Я в неврозах. Защитная ситуация у взрослого заключается в том, что некоторые инстинктивные желания хотят проникнуть в сознание и с помощью Я достичь удовлетворения. Я не сопротивляется этому, но Сверх-Я негодует. Я, которое слушает высшее образование, вступает в противоборство против инстинкта со всеми последствиями, которое влечет это противостояние. При этом Я не видит опасности в этом импульсе. Мотив, побуждающий защиту, изначально не является его собственным. Инстинкт является враждебным, т.к. Сверх-Я запрещает его удовлетворение, и если она достигнет своей задачи, то, безусловно, вызовет затруднения в отношениях между Я и Сверх-Я. Отсюда следует, что Я взрослого невротика боится инстинкта потому, что оно боится Сверх-Я. Его защита оказывается мотивированной тревогой Сверх-Я [1, с. 43].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе были проанализированы психология «Я» и защитные механизмы в работе Анны Фрейд.
Мы пришли к выводу о том, что в ходе психоанализа Я пациента осуществляет различены защитные действия. Основной целью аналитического метода является введение в сознание всего бессознательного, вне зависимости от принадлежности к тому или иному психическому образованию. Аналитик для подавленных компонентов Оно является неким помощником, освободителем, так как работа аналитика подкрепляет устремленную вверх тенденцию. Аналитик для образования Я, которые стремятся ограничить импульсы Оно собственным потенциалом, является возмутителем спокойствия. Для образования Я цель аналитика представляется как угроза. Именно поэтому Я вынуждено использовать защиту.
Мотивы защиты от инстинктов и аффектов имеют одни и те же источники: тревожность Сверх-Я в неврозах взрослых людей; объективная тревога в детском неврозе; инстинктивная тревога (страх перед силой инстинктов); потребность Я синтезе (противоположные тенденции). Источником защиты против аффекта является конфликт между Я и инстинктом. Когда защитные действия достигают своих целей, Я одерживает победу, ограничивая развитие тревоги даже повышения степени удовлетворения. Это в итоге способствует поддержанию гармоничных отношений между Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира.