ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Несмотря на имеющиеся в современной психологической науке и практике научные обзоры, труды, концепции и подходы к пониманию феноменологии суицидального поведения в мире подростков, данная проблема остается актуальной и на сегодняшний день. Социологические исследования широко освещают статистические данные завершенных случаев суицида, особенно в среде подростков. Важность проблемы аутоагрессивного поведения в подростковом и юношеском возрасте связана, прежде всего, с возможностью профилактики суицидального и аутоагрессивного поведениях среди подрастающего поколения.
Согласно современным представлениям к аутоагрессивному поведению относится собственно суицидальное поведение, а также поведение, связанное с совокупностью факторов потенциальной смерти: употреблением наркотиков, алкоголя, стремлением к опасностям
Изучением феноменологии суицидального поведения занимались многие ученые, среди которых: А.Г. Амбрумова, В.Т. Лекомцев, Е.А. Панченко, А.Е. Личко, А.А. Александров, Б.Н. Алмазов, В.Т. Кондрашенко, Е. Шир, Е. Ланге, Ф. Пикер и др. Многими исследователями аутоагрессия и суицид связываются с аддиктивным поведением. Изучение взаимосвязи саморазрушающего и зависимого поведения с позиции основных научных направлений в психологии является перспективным направление в исследовании этих феноменов.
Цель работы: охарактеризовать теоретические подходы к проблемам аутоагрессии и суицида.
Задачи работы: 1) раскрыть проблему аутоагресии в связи с аддиктивным поведением; 2) рассмотреть проблему суицида в подростковом и юношеском возрасте.
1. ПРОБЛЕМА АУТОАГРЕССИИ В СВЯЗИ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аутоагрессия (автоагрессия) – агрессивные действия, направленные на самого себя, проявлениями которой являются: самообвинения, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений, суицидальное поведение. Взгляды на аутоагрессию охватывают широкий диапазон теорий: аутоагрессия рассматривается и как исключительно патологический феномен, и в контексте экзистенциальных трактовок без установления ее взаимосвязи с болезнями. В выраженных формах аутоагрессия встречается чаще при депрессиях разного генеза, психозах, психогенных реакциях, состояниях алкогольного или наркотического опьянения [6, с. 52].
По данным Г.В. Старшенбаума, 75 % лиц, совершивших суицидальную попытку, хотя бы один раз лечились от алкоголизма или наркомании, каждый второй молодой самоубийца был алкоголиком. Вероятно, в происхождении химической и аутоагрессивной аддикции у этих людей лежат одинаковые глубинные механизмы [14, с. 189].
Аутоагрессивное поведение представляет собой поведение, связанное с различными формами саморазрушения: от высоко рискованных действий, нацеленных на поиск новых ощущений, до самоповреждений и суицидальных актов. В работе Н.А. Польской и Н.В. Власовой отмечается, что обычно под аутоагрессивным поведением понимают суицидальное и самоповреждающее поведение, реже – алкогольную и наркотическую зависимость [11, с. 176].
Связь аутоагрессии и химической аддикции является неоспоримой. По мнению Е.Ю. Вашуковой, она заложена уже в его метафорических определениях, таких как «суицид растянутый во времени», «пролонгированный суицид», «хронический суицид». Автор подчеркивает, что наркомания связана с разными поведенческими расстройствами, которые можно рассматривать как проявления аутоагрессии: экскориации, трихотиллофагия, сладострастная асфиксией и др. [3, с. 48].
Аутоагрессивное поведение у алко- и наркозависимых представляет собой специфическое социально-психологическое явление. Его спецификой является то, что аутоагрессия имеет единые патогенетические механизмы с агрессией, соотносимые по типу «клапанного взаимодействия», когда сформировавшееся агрессивное поведение направляется или на окружающих, или на себя [2, с. 9].
Алкогольная зависимость мужчин и женщин представляет собой заболевание с крайне высоким риском суицидального поведения. Так, Ю.А. Жуковой изучены отличительные особенности аутоагрессивного спектра у мужчин и женщин, страдающих алкогольной зависимостью. Выявлено, что в группе женщин существуют достоверно высокие показатели эмоциональных предикторов саморазрушающего поведения. Они отличаются склонностью к затяжным депрессивным реакциям (66,67%), угрызениямм совести (77%), периодам острого одиночества (48,39%) навязчивым переживанием стыда (58,06%), переживаниям безысходности (64,52%). В группе мужчин наблюдаются достоверно высокие показатели бихевиоральных предикторов саморазрушающего поведения – употребление «лёгких» суррогатов алкоголя (53%), наличие переломов в анамнезе (64,52%), наличие сигаретных ожогов (21%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что и у мужчин, и у женщин с алкогольной зависимостью высокий риск антивитальной активности [7, с. 56].
2. ПРОБЛЕМА СУИЦИДА И АУТОАГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Особый интерес представляет изучение аутоагрессии в подростковом и юношеском возрасте. Подростковый и юношеский возраст рассматривают в качестве фактора риска разных проявлений аутодеструктивного поведения, среди которых: суицид, самоповреждения и аддикции. Этот критический период, обусловливающий поведение во взрослой жизни в отношении психоактивных веществ, является переломным для многих подростков и юношей, которые вынуждены совершать важнейшие выборы в ситуациях чрезмерного давления, завышенных требованиях родителей и ожиданиях со стороны общества [11, с. 177].
Подростки и юноши, испытывающий постоянный эмоциональный дискомфорт, склонны к зависимости психоактивных веществ, употребление которых сегодня стало нормой. По мнению В.А. Закондыриной, в качестве важнейших условий, которые влияют на формирование аутоагрессивного поведения подростков, выступают:
– аддиктивное поведение;
– правонарушения;
– неблагополучные семейные взаимоотношения;
– отсутствие взаимопонимания;
– наличие школьных проблем и сложностей в общении с окружающими людьми [8, с. 9].
Перечисленные условия усиливают деструктивные установки у лиц подросткового возраста со склонностью к аутоагрессивному поведению, нарушают внутреннюю целостность и развивают чувство внутренней неполноценности.
В исследовании Н.А. Польской и Н.В. Власовой была подтверждена гипотеза о том, что повышение риска аутодеструктивного поведения связано с деструктивными когнитивными стратегиями, личностными факторами самоповреждающего и суицидального поведения и психопатологической симптоматикой [11, с. 176].
По данным исследования В.В. Руженковой и В.А. Руженкова у лиц юношеского возраста выявлена высокая связь между внешними формами суицидального поведения с употреблением наркотиков (г=0,625 р=0,005) и алкоголя (г=0,531 р=0,02) [12, с. 30].
В работе Е.А. Галкиной и А.В. Дегятревой показано, что несовершеннолетние с модификациями тела (тату, пирсинг и т.д.) характеризуются повышенным уровнем аутодеструкции и склонности к отклоняющемуся поведению. Эта категория подростков отличается более высокой склонностью к аддиктивному поведению в отличие от сверстников. У подростков, имеющих модификации тела уровень аутодеструкции выше, чем у подростков, не имеющих модификаций. Это свидетельствует о низкой ценности у них собственной жизни, склонности к риску, ярко выраженной потребности в острых ощущениях [4, с. 90].
Лица с аутоагрессивным и аддиктивным поведением характеризуются рядом личностных особенностей. По данным исследования В.В. Герасимовой, А.Н. Грязнова, А.М. Карпова студенты с аутоагрессивным поведением, склонные к зависимости от психоактивных веществ, характеризуются угрызениями совести, чувством вины, обиды, подозрительностью, личностной тревожностью, робостью, скромностью, повышенной внушаемостью, конформностью, уступчивостью, некритичностью, а также позицией жертвы [5 с. 144].
Таким образом, подростковый и юношеский возраст рассматривают в качестве фактора риска разных проявлений аутодеструктивного поведения, среди которых: суицид, аутоагрессия и аддикции. Ряд исследований показывает, что суицидальное поведение подростков неразрывно связано с потреблением наркотиков и злоупотреблением алкоголя. Проявления аутоагрессии и суициду в юношеском возрасте чаще обнаруживаются у лиц, склонных к зависимости от психоактивных веществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе были охарактеризованы теоретические подходы к проблемам аутоагрессии и суицида.
Проведенный обзор научных работ по проблемам аутоагрессии и суицида позволяет сделать следующие выводы:
Аутоагрессия рассматривается как любые агрессивные действия, направленные на самого себя. Аутодеструктивное поведение обусловлено неосознанным стремлением к смерти, которое реализуется в виде суицидальных действий, наркоманий, алкоголизма. Зависимость от алкоголя и/или наркотиков порождает предпосылки для более быстрой реализации суицидальных намерений и является фундаментом для возникновения суицидогенных ситуаций. С другой стороны, аутоагрессия может выступать пусковым механизмом приобщения их к потреблению психоактивных веществ.
Подростковый и юношеский возраст рассматривают в качестве фактора риска разных проявлений аутодеструктивного поведения, среди которых: суицид, аутоагрессия и аддикции. Подростки и юноши, испытывающий постоянный эмоциональный дискомфорт, склонны к зависимости психоактивных веществ, употребление которых сегодня стало нормой. Ряд исследований показывает, что суицидальное поведение подростков неразрывно связано с потреблением наркотиков и злоупотреблением алкоголя. Проявления аутоагрессии и суициду в юношеском возрасте чаще обнаруживаются у лиц, склонных к зависимости от психоактивных веществ.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.