Глава 2 Вклад американских «отцов-основателей» в создании правовых основ США
2.1 Участие Томаса Джефферсона, Бенджамина Франклина, Джона Адамса в разработке декларации независимости
Соединенные Штаты Америки возникли благодаря усилиям плеяды американских политических и общественных деятелей, которая получила устойчивое высокопарное название «отцовоснователей» США. Обычно членами этой группы считаются известные общественные деятелей, принимавшие участие в Войне за независимость и делегаты континентального конгресса, подписавшие Декларацию независимости Соедененных Штатов.
Наиболее важную роль в основании американского государства, в обретении независимости и создании принципов новой политической системы сыграли следующие личности: первый президент и главнокомандующий американскими войсками во время Войны за независимость Джордж Вашингтон, автор Декларации независимости США и третий президент Томас Джефферсон, второй президент США Джон Адамс, четвертый президент страны, разработчик Конституции США Джеймс Мэдисон, лидер партии федералистов, выдающийся конституционный адвокат и философ Александр Гамильтон, ученый и политический деятель, один из идеологов Американской революции Бенджамин Франклин [30].
Все отцов-основателей отличала активная жизненная позиция, склонность к общественной и публичной деятельности. Почти все они получили лучшее для своего времени образование. Важным было и то, что все они шли во власть не для того, чтобы решить личные проблемы, так как все они были довольно обеспеченными людьми, а главная их цель состояла, в решение, назревшей проблемы – освобождение от власти британской метрополии и создание благоприятных условия для развития американского народа и страны.
10 мая 1776 года на Конгресс в Филадельфии собрались представители тринадцати американских колоний, для выработки общей позиции по отношению политическому, экономическому и в особенности, обострившемуся военному гнету со стороны метрополии, и после длившихся более года прений, приняли решение об абсолютном отделении от Англии [33, с. 15]. Была одобрена, предложенная Дж. Адамсом резолюция, в которой колониям рекомендовалось образовать собственные органы власти, независимые от британской короны. 15 мая резолюция была дополнена преамбулой, которая гласила, что всякая власть, исходившая от метрополии, «должна быть полностью ликвидирована» и новому правительству следует опираться только на «власть народа колоний» [10, с. 130].
В поисках теоретического обоснования своей борьбы американцы обратились к идеологии европейского Просвещения, которая выступала с критикой абсолютизма, сословного неравенства, в защиту прав и свобод человека. Была развернута «памфлетная война» против Англии и перед тем, как вспыхнуть на полях сражений, революция, по выражению Дж. Адамса, в течение 15 лет «совершалась в умах и сердцах народа». Патриотическое движение выделило плеяду деятелей, которые владели умами американцев в тот исторический период: Т. Джефферсон, Дж. и С. Адамсы, и Б. Франклин, Дж. Дикинсон.
Объяснение всеобщей стремления своих соотечественников к преобразовательным проектам дал Томас Джефферсон: «Сейчас это, по сути, самое увлекательное занятие, которому желает посвятить себя каждый гражданин. В нем смысл всей нашей нынешней борьбы. Если у нас утвердится плохое правительство, это будет означать, что американцы вполне могли удовлетворяться дурным правлением, навязываемым из-за океана, не подвергая себя ненужному риску и не принося жертв на полях сражений» [1, с. 7].
25 мая 1776 года Континентальный конгресс по инициативе Сэмюэля Адамса, санкционировал преобразование колоний в независимые от Англии республики – штаты со своими конституциями.
Делегация от штата Виргинии во главе с Томасом Джефферсоном 7 июня 1776 года предложила резолюцию об отделении колоний. 7 из 13 колоний, которые были представлены в Конгрессе, избрали специальную комиссию для составления проекта Декларации об отделении, в ее состав вошли Джон Адамс, Бенджамин Франклин, Томас Джефферссон, Роджер Шерман и Роберт Ливингстон.
7 июля 1775 года Франклин писал своему английскому другу: «Конгресс собирался в момент, когда все были в таком возбуждении от вероломства генерала Гейджа и его нападения на фермеров, что предложение попытаться вести переговоры не могло иметь особого успеха; лишь с трудом мы провели другое мирное обращение к Британской короне и дали Британии еще один шанс и возможность восстановить дружбу с колониями; но, по-видимому, у нее не хватило благоразумия воспользоваться этим, и поэтому, как я полагаю, она потеряла их навсегда» [28, с. 180-181].
Также была избрана комиссия во главе с Джонсом Дикинсом, занимающаяся выработкой «Статей конфедерации» и третья специальная комиссия – по обсуждению возможных соглашений с иностранными державами [10, с. 131].
2.2 Конституционное устройство будущего государства и дискуссионные вопросы
После обретения независимости новообразованному государству предстояло создать политическую систему и правительство, которое отвечало бы тем целям и идеалам, за которые сражались америкацы во время войны. Не все статьи Конфедерации, принятые вскоре после образования Соедененных Штатов, отвечали запросам существовавшего общества, многие из них так и не решали нарастающих проблем. Поэтому, представители от всех штатов вынуждены были собраться в Филадельфию для внесения поправок в конституцию.
На конвенте особо выделились два политических блока, по-разному видящие будущее переустройство государства: федералисты и их оппоненты, антифедералисты. Несмотря на то, что на раннем этапе существования Соединенных Штатов вопрос о необходимости создания политических партий «отцами-основателями» не ставился, именно в ходе обсуждения штатами проекта конституции, были впервые заложены основы принципов партийности и созданы условия для возникновения политических партий.
В лагерь федералистов вошли президент Дж. Вашингтон, вице-президент Дж. Адамс и министр финансов А. Гамильтон, которые были сторонниками сильного правительства и выступали защитниками высокой морали и охраны прав собственника [12].
Черта идейных расхождений федералистов и антифедералистов совпадала с чертой их классового раскола: торговцы, промышленники, банкиры, зажиточные горожане Новой Англии, крупные фермеры и южные плантаторы-землевладельцы придерживались и представляли зачастую имущие слои населения, тогда как антифедералистами являлись преимущественно колонисты-пионеры, ремесленники, мелкие лавочники, владельцы небольших ферм американской глубинки. В масштабах страны силы федералистов и антифедералистов были примерно равны [32].
Сторонники конституции – федералисты, устраивали демонстрации, выступали на собраниях и в прессе, агитируя за ее ратификацию. Преимуществом федералистов являлось, то что в их лагере оказались наиболее выдающиеся деятели того времени. На каждом конвенте штата, спикеры, выступавшие с речами в поддержку конституции, на фоне своих оппонентов выглядели более образованными и подготовленными. В Нью-Йорке, компания за ратификацию, опубликовала сборник «Федералист», состоявший из серии выдающихся политических эссе, написанных их представителями: Гамильтоном, Мэдисоном и Джеем [22, c. 615].
Александр Гамильтон (1755-1804) – уроженец Виргинских островов, был незаконным сыном шотландского лорда и дочери доктора-плантатора, прибыл в Америку в 17 лет, окончил Королевский колледж в Нью-Йорке, ныне Колумбийский университет. В 1774 году он принимал активное участие в Американской революции, проявил себя как яркий публицист, солдат, адъютант Вашингтона, затем самостоятельный военачальник, а с образованием Континентального Конгресса и как его неоднократный делегат. В Нью-Йорке, помимо прочего, Гамильтон был также известен, как блестящий адвокат, вхожий в высшие круги города благодаря своей женитьбе на дочери генерала Скайлера.
В числе трех делегатов на Конвенте в Филадельфии Гамильтон был представителем Нью-Йорка. Там он выступал в защиту сильной центральной власти. Однако последствия освободительной борьбы колоний вынудили Гамильтона признать возможность республиканского строя, при обязательном условии создания сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха.
Президент, по его мнению, должен был избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти, который под давлением избирателей мог принимать «произвольные решения». Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать министров, назначаемых президентом, практически не ответственными перед парламентом [3].
Сам парламент он видел, как двухпалатный орган, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имело, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и было неоспоримо.
По его мнению, богатые, а, следовательно, более просвещенные люди по своему происхождению имеют право быть избранными в высшие государственные органы правления. Только они способны обеспечить стабильность политического строя, потому как любые его изменения чреваты нарушением этой самой стабильности. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственных делах неизбежно приведет к ошибкам и заблуждениям из-за необразованности масс и тем самым может ослабить государство.
2.3 Билль о правах и позиция Александра Гамильтона
Разногласия, существовавшие между группировками высших слоев общества, которые уже начали ассоциироваться с партийными интересами, проявились и в политической борьбе вокруг вопросов о правах и свободах граждан. В глазах критиков конституции это было самое уязвимое место филадельфийского документа. От президента, правительства и конгресса ожидали обещанного еще Конституционным конвентом правового документа, который гарантировал бы гражданам страны их права и свободы [8, 127-130].
За дополнение основного закона конституции Биллем о правах выступали сторонники демократического крыла. В десяти из тринадцати штатов этот правовой документ уже был включен в текст местных конституций. При обсуждении федеральной конституции семь штатов дали свое согласие на ее ратификацию лишь при условии ее дополнения статьями о правах человека.
Томас Джеферсон, который в то время находился в Париже на посту посланника Соединенных Штатов, поддержал решительных сторонников внесения поправок, которые бы демократизировали принятый в Филадельфии документ. Сам он ознакомился с новой конституцией лишь в 1787 году и первая его реакция была негативной [29].
В последующей переписке Джеферсон дал согласие одобрить текст конституции, но при условии внесения в нее поправок. После того как основной закон был ратифицирован девятью штатами, он писал, что готов рассматривать его, как хороший документ, нуждавшийся в незначительных изменениях.
Важно отметить, что Александр Гамильтон, один из авторов Конституции, возражал против Билля о правах – свое мнение по этому поводу он выразил в «Записке федералиста №84», в которой автор справедливо отметил, что гражданские права принадлежат гражданам изначально во всей их полноте, и если граждане не уполномочили государство ограничивать эти права, то им и не требуется получать какие-то особые конституционные гарантии своих прав [33, c. 95].
Федералисты основывали свои аргументы на том, что большинство местных законодательств штатов уже включили подобного рода постановления, поэтому вводить специальный раздел о правах человека в федеральную Конституцию не имеет никакого смысла. Также они опасались, что билль о правах окажется краеугольным камнем поправок к конституции, который разрушит федеральное правительство, но тем не менее, в 1789 году конгресс вынужден был принять Билль о правах – десять поправок к Конституции, которые вступили в силу с ноября 1791 года [32].
По свидетельству французского посланника Мустье: «Создатели конституции абсолютно не были расположены заниматься поправками, пока не будет полностью организовано правительство. Однако в результате массовых требований, а также под влиянием начавшейся революции во Франции они решили это сделать. Обнаружив, что их противники подготовили длинный список дополнений, способных ослабить или вообще разрушить всю новую систему, они решили предложить сами то, что не могло ей повредить, и взять под контроль дебаты, чтобы сделать их для себя более благоприятными» [10, c. 312].
На протяжении четырех лет после принятия конституции в конгресс стекались многочисленные предложения штатов. Из формально предложенных поправок, основные нашли отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном дополнениях. В своей работе автор опирался в основном на Виргинийскую декларацию прав. Разработанные им поправки содержали гарантии прав на свободное вероисповедание, свободу слова и печати, свободу собраний, право на хранение и ношение оружия, неприкосновенность личности и жилища, справедливое отправление правосудия и суд присяжных.
Мэдисон решил определить важнейшие принципы взаимоотношения государства и граждан. Он составил преамбулу, в которой основным источником власти провозглашался народ, обладающий неотъемлемым правом изменять существующее правило.
Предложенный Мэдисоном проект содержал ряд важных, гражданских, процессуальных прав личности. Провозглашалось, что религия не может быть установлена государством, также не должны нарушаться права религиозной свободы, утверждалось, что каждый человек имеет право на свободу слова или печати. За народом закреплялось право участия в мирных собраниях и обращениях к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений. Незаконным провозглашалось ограничение гражданских прав в силу принадлежности к какому-либо вероисповеданию, также допускалось освобождение от военной службы по религиозным убеждениям.
Среди процессуальных прав личности предусматривались неприкосновенность жилища, гарантия «судебного разбирательства», запрещение произвольных арестов, чрезмерных налогов и штрафов, жестоких и нестандартных наказаний и т.д. [4].
Историография
Наибольшую ценность для изучаемой темы имеют работы американиста Владимира Викторовича Согрина. Автор рассматривает деятельность «отцов-основателей», заложивших в Соединенных Штатах основы идейных традиций, партий и государства. Центральными в исследовании являются фигуры А. Гамильтона и Т. Джефферсона, именами которых были названы два пути развития капитализма американского государства. Основываясь на обширном круге источников, автор раскрывает идейную историю США через мировоззрение американских мыслителей и поли¬тических деятелей, показывает, как конкуренция разнообразных идейно-политических традиций обогащала каждую из них и оказывала плодотворное воздействие на историю Америки в целом.
В труде Яковлев, Н.Н. впервые в советской историографии сделана попытка дать общий обзор основных направлений современной американской политической мысли. Детально разобраны идеи американской революции, теория «явного предначертания», доктрина «баланса сил», политические программы демократической и республиканской партий. В работе автором прослеживается преемственность ряда политических концепций, имеющих хождение в США, от «отцов-основателей» вплоть до нашего времени.
Работа известного американского историка-марксиста Г. Аптекера представляет собой полное исследование истории народа Соединенных Штатов Америки. Во втором томе автор дает характеристику событиям Американской революции, которая в итоге привела к созданию нового независимого государства.
Исследование С. Падовера посвящено Томасу Джефферсону – одному из главных создателей Американской республики, который занимал почти все наиболее ответственные посты в стране и обогатил их своим умом, человечностью и демократическим духом.
Лан В. в своей монографии рассматривает социальную историю и борьбу политических партий США от конца XVIII до 30-х гг. XX вв.
Автором Севостьяновым Г.Н. была дана попытка охарактеризовать период войны за независимость и образование США, становлению и развитию капитализма в XVIII веке.
Об одном из отцов-основателей США – Томасе Джефферсоне – авторе Декларации независимости США, человеке и гражданине, рассказывает книга известного писателя, философа, историка, публициста Игоря Марковича Ефимова.
В работе исследователя Г. Варда подробно излагается история США со времени первых поселений и до наших дней. Автором в непрерывной хронологической линии, содержащей краткие очерки наиболее драматических событий США, упоминается о деятельности «отцов-основателей» американского государства.
Исследование Болховитинова Н.Н. освещает историю США с начала колониального периода до окончания первой мировой войны, в работе дана общая картина экономического, политического и культурного развития американского народа. Особую ценность представляет глава, посвященная
борьбе американского народа против британского владычества за создание независимого суверенного государства.
Труд историка Э.А. Иваняна подробно анализирует этапы становления современного американского общества, процессы модернизации его экономических, социальных и политических структур. В работу включены материалы о видных политических и общественных деятелях США. Использован широкий круг исторических источников: официальные документы, мемуарная литература, публикации в периодических изданиях, статистические материалы.
В хрестоматии, составленной Иваняном Э.А., представлены тексты важнейших исторических документов, а также заявлений, речей видных государственных и общественных деятелей США. Многие документы переведены на русский язык впервые. Комментарии автора к текстам объясняют историческое значение того или иного документа, позволяют читателю узнать об обстоятельствах и причинах, вызвавших необходимость появления документа.
В работе исследователей С. Невинса и Г. Коммаджера излагается история Северной Америки от первых колоний в начале XVII в. до возникновения и развития капитализма.
В своей книге популярный исследователь Айзек Азимов рассказывает об истории Северной Америки, охватывающей хронологические рамки от древнейших времен до 1918 года. Большое внимание автором уделено проблематике, связанной с образованием Соединенных Штатов Америки.
Труд историка Мижуева П.Г., характеризует период зарождения, становления и развития демократии в Соединенных Штатах Америки. Автор рассматривает историю США, начиная с первых английских поселений на Североамериканском континенте и заканчивая началом XX века. В книге продемонстрированы проблемы, которые пришлось решать американской демократии – государственное устройство США, экономическая политика, положение негров-рабов и, наконец, международная политика, в которой к концу XIX века начали зарождаться империалистические тенденции.