Воспитание и юные годы Королевы Виктории
Когда Александрина Виктория родилась в Кенсингтонском дворце 24 мая 1819 года, казалось маловероятным, что она когда-нибудь станет правящим монархом Великобритании и Ирландии восемнадцать лет спустя. Ее отец, Принц Эдуард, герцог Кентский, был четвертым сыном правящего короля Георга III. Он был одной из наименее вдохновляющих фигур многолюдной королевской семьи - человек с чувством среднего класса, который был уволен из армии за жестокое поведение, накопил большие долги и прожил много лет с французской певицей, прежде чем жениться на матери Виктории. У короля Георга были и другие сыновья, которые должны были стать его преемниками - Георг IV и Вильгельм IV, - и предполагалось, что по крайней мере один из них в конечном итоге станет законным наследником трона.
Принцесса, родившаяся в Кенсингтоне
Идеальный государь, помимо его или ее личных радостей и печалей, помнит о народе; и такой государыней была королева Виктория с тех пор, как, будучи еще молодой, она приняла свое высокое предназначение правителя английского народа.
Ее Величество родилась в Кенсингтонском дворце 24 мая 1819 года. Она была единственным ребенком Эдуарда, герцога Кентского, и Ее Светлости Виктории Марии Луизы, дочери герцога Саксен-Кобургского Заальфельда, вдовы Эмиха Карла, принца Лейнингенского, и сестры принца Леопольда.
Смертельная болезнь герцога
В конце 1819 года герцог и герцогиня Кентские со своей маленькой дочерью отправились в Сидмут, расположенный на восточном побережье Девона. Пребывание там было обречено на печальный и роковой конец. Герцога охватило сильное недомогание, вызванное тем, что он задержался, чтобы сменить мокрые сапоги после прогулки по снегу. Привязанность к своему ребенку привела его в детскую сразу же по возвращении домой. Сильный озноб сменился воспалением грудной клетки, сопровождавшееся высокой температурой, что привело к летальному исходу. Герцог был, пожалуй, более уважаем, чем любой другой сын Георга III. Его публичное поведение было разумным и самоотверженным. В армии он инициировал множество здоровых реформ.
Отъезд из Сидмута
Через два дня после смерти герцога герцогиня Кентская в сопровождении своего ребенка и брата, принца Леопольда, отправилась в Лондон. Там, где все было уныло и печально, был только один проблеск солнца, потому что младенец, которого держали у окна кареты, весело щеголял и смеялся, похлопывая по стеклам своими маленькими ручками. Герцогиня прибыла в Кенсингтонский дворец 29 января, и в тот же день принц-регент унаследовал трон после смерти своего отца. Сходство герцога Йоркского с ее погибшим отцом возродило очень милую историю с маленькой принцессой Викторией.
Маленькая Принцесса
Малышка любила, чтобы на нее обращали внимание, и отвечала всем, кто к ней обращался. Она говорила: "леди", "Доброе утро" и, когда с ней говорили, она протягивала свою маленькую руку, чтобы ее поцеловали. Ее большие голубые глаза, красивый цвет лица и светлая кожа делали ее образцом детской красоты. Однажды она чуть не погибла, опрокинув повозку с пони. Рядовой по имени Мэлони тогда и подумать не мог, что спасет будущего английского монарха.
Жизнь в Кенсингтоне
Жизнь в Кенсингтоне была такой же простой, как и в любом английском доме. Семейная компания собралась за завтраком в восемь часов летнего времени, Принцесса Виктория ела хлеб, молоко и фрукты на маленьком столике рядом с матерью. После завтрака Принцесса Феодора занималась со своей гувернанткой баронессой Лецен, а Принцесса Виктория отправлялась на часовую прогулку. С десяти до двенадцати мать давала ей наставления, после чего она развлекалась тем, что бегала по комнатам, окружавшим дворец с двух сторон и в которых находилось множество ее игрушек.
Воспитание принцессы
После шести лет, проведенных под опекой своих наставников, принцесса могла претендовать на значительные достижения. Благодаря необычайным природным способностям она свободно говорила на французском, немецком и итальянском. У неё были неплохие успехи в латыни, легко давалось чтение Вергилии и Горации; она начала изучать греческий язык и математику, в этой трудной науке она проявила большое мастерство; и она также добилась значительных успехов в музыке и рисовании.
Прогулка по Кенсингтонским садам
Она имела поразительное сходство со своим покойным царственным отцом, да и вообще со всеми членами царствующей семьи. Чарльз Найт в своих отрывках из трудовой жизни дает представление о принцессе, какой он видел ее в 1827 году. “Я с удовольствием гулял по Кенсингтонским садам, и однажды, проходя по широкой центральной аллее, я увидел группу людей на лужайке перед Дворцом, которая, по моему мнению, была видением изысканной красоты. Герцогиня Кентская и ее дочь, которой тогда было девять лет, завтракают под открытым небом, и один страж наблюдает за ними на почтительном расстоянии.
Любимые развлечения Виктории
Принцесса была прекрасной певицей. Она также была хорошей танцовщицей и превосходно стреляла из лука. Но из всех упражнений на свежем воздухе она больше всего любила верховую езду. Она была очень привязана к животным, от любимого осла, подаренного ей дядей, герцогом Йоркским, до пони, который возил ее во время последних прогулок по горам. Весна принцессы была посвящена посеву. Она любила цветы и выращивала их по весне.
Смерть герцога Йоркского
Первое горе, которое принцесса смогла оценить в полной мере, было вызвано смертью герцога Йоркского. Принцессе в это время шел восьмой год, и так как она всегда испытывала великую доброту и привязанность со стороны своего дяди, то его утрата глубоко потрясла ее. Герцог Йоркский и герцогиня Кларенс были двумя членами королевской семьи, к которым ее юное сердце было особенно привязано. В момент смерти герцога она не сознавала, что его кончина приблизила ее на шаг к трону.
Портреты принцессы Виктории
Один летописец отмечал портреты юной Виктории так: “Простота одежды и манеры британской наследницы резко контрастировали с сиянием и блеском вокруг не по годам развитой королевы. Другие королевские барышни разодевались в вычурные платья, и хотя танцы Донны Марии вызывали всеобщее восхищение, все люди с утонченным вкусом отдавали предпочтение скромным грациям английской принцессы.”
Восхождение на трон юной королевы
После смерти своего дяди, короля Вильгельма IV, Виктория стала законной наследницей престола. Официальная коронация состоялась 28 июня 1838 года, после чего она стала первой правительницей, поселившейся в Букингемском дворце. Ей было 18 лет, когда она стала королевой. Поскольку она была новичком и слишком молода, чтобы принимать важные решения, она во всем полагалась на премьер-министра вигов Лорда Мельбурна. Герцогиня Кентская была назначена регентом королевства.