ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Горе – это нормальное внутреннее чувство, которое человек испытывает в ответ на потерю, а тяжелая утрата – это состояние переживания этой потери. Хотя люди часто испытывают эмоциональную боль в ответ на потерю чего-то очень важного для них (например, работы, дружбы или других отношений, чувства безопасности, дома), горе обычно относится к потере любимого человека через смерть.
Тема актуальна, так как горе – довольно распространенное явление, поскольку три из четырех женщин переживают своего супруга, а средний возраст вдовы составляет 59 лет. Более половины женщин в РФ становятся вдовами к тому времени, когда им исполняется 65 лет. Ежегодно в России 4% детей в возрасте до 15 лет теряют своих родителей в результате смерти. Хотя это не формальный медицинский диагноз, длительное горе, ранее называвшееся сложным горем, относится к реакции на утрату, которая длится более одного года. Он характеризуется усилением реакции горя, которая влияет на близкие отношения больного, разрушая его или ее убеждения, и, как правило, приводит к тому, что скорбящий испытывает постоянную тоску по умершему любимому человеку. Около 15% людей, понесших тяжелую утрату, будут страдать от сложного горя, и одна треть людей, уже получающих психиатрические услуги, страдают от этой продолжительной реакции горя.
Горе – это явление, с которым сталкивается каждый человек в процессе своей жизненной деятельности. Этот процесс всегда болезненный и невыносимый, с тяжелыми психоэмоциональными, физическими симптомами и часто социальными последствиями. Учитывая распространенность скорбного опыта, обусловленного разнообразными потерями, которые приходится переносить людям, следует признать, что исследовательские и психотерапевтические проблемы, связанные с реагированием на горе, пользуются большим спросом.
Начиная с 20-го века (начиная с работ Фрейда), проявления, задачи, процессы и терапевтические стадии реакций горя подробно изучаются в рамках психологической науки. Этот вопрос изучали З. Фрейд, Э. Линдеманн, Д. Барлоу, В. Уорден, Э. Кюблер-Росс, Ф.Е. Василюк, И.Г. Малкина-Пых и др.
Цель исследования: изучение особенностей клиники острого горя, предвосхищающей и затяжной реакции горя, форм осложненного горя, задач горя, смысла горя и метода логодрамы, психоаналитического подхода.
Объект исследования: факторы и динамика терапии; предмет исследования: определение их влияния на процесс кризисной терапии.
Метод исследования – аналитико-синтетический, теоретической базой являются труды российских и зарубежных исследователей в области психологии, психотерапии и психиатрии.
Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
КЛИНИКА ОСТРОГО ГОРЯ
В психологической литературе реакция на горе, как правило, считается тесно связанной с феноменом потери. Человек высвобождает большое количество эмоциональной энергии, которая теперь должна быть перенаправлена в другое русло. Кроме того, необходимо найти способ принять новую реальность и адаптироваться к ней. Вопрос о потерях приобретает особую глубину, если он представляет собой значительный смысл для человека, если он испытывает потерю, которая произошла.
Горе – это реакция на потерю, особенно на потерю кого-то или чего-то из умерших, что сформировало связь или привязанность. Хотя она обычно сосредоточена на эмоциональной реакции на потерю, она также имеет физические, когнитивные, поведенческие, социальные, культурные, духовные и философские аспекты. Хотя эти термины часто используются как синонимы, тяжелая утрата относится к состоянию потери, а горе – это реакция на эту потерю [5].
Помимо потери близкого человека, Г.B. Сташенбаум перечисляет следующие причины, вызывающие реакцию скорби:
- потеря имущества, работы, социального статуса;
- потеря желаемого предмета любви (прерывание запланированного брака, прерывание беременности, рождение ребенка с серьезными проблемами со здоровьем);
- потеря здоровья [11, c. 171].
Горе, связанное со смертью, знакомо большинству людей, но люди скорбят о различных потерях на протяжении всей своей жизни, таких как потеря работы, плохое здоровье или разрыв отношений. Потери можно разделить на физические потери и абстрактные потери. Физические потери связаны с тем, что человек может потрогать или измерить, например, потеря супруга в результате смерти, в то время как другие виды потерь абстрактны и связаны с аспектами социальных взаимодействий человека [5].
Есть много возможных симптомов горя, которые проявляются на разных уровнях.
Эмоциональные симптомы горя: шок, удивление и замешательство – распространенные эмоциональные реакции на потерю, особенно если она внезапная или неожиданная.
Печаль часто является наиболее распространенным эмоциональным симптомом горя и часто сопровождается такими связанными с ним эмоциями, как одиночество, отчаяние, ностальгия или тоска.
Гнев – еще один распространенный эмоциональный симптом горя. Скорбящие люди часто испытывают гнев на Бога, на себя, медицинских работников или даже на человека, которого они потеряли. Также часто наблюдается повышенная раздражительность [8].
Вина часто приходит вместе с горем, часто из-за невысказанного и невыполненного или невыполненного исправления.
Наконец, общие симптомы горя – страх и тревога. Беспокойство, беспокойство или беспомощность – это нормально. Также могут возникать панические атаки. Горе нередко вызывает страхи по поводу самого себя, собственной смертности или слабости.
ПРЕДВОСХИЩАЮЩАЯ И ЗАТЯЖНАЯ РЕАКЦИЯ ГОРЯ. ФОРМЫ ОСЛОЖНЕННОГО ГОРЯ
Реакция горя — это тяжелое психоэмоциональное переживание, вызванное потерей важного объекта или человека и пустотой, оставшейся на его месте. Основными проявлениями реакции горя являются озабоченность образом утраты, чувство вины, интенсивное эмоциональное расстройство, депрессия, агрессивные тенденции, нарушение привычных моделей поведения, соматические симптомы, физиологические нарушения, отчуждение от внешнего мира, нарушения деятельности, а также возможные изменения сознания в виде потери чувства реальности происходящего.
Следующие пять признаков – (1) физическая боль, (2) озабоченность образами умершего, (3) чувство вины, (4) враждебные реакции и (5) утрата поведенческих моделей – являются предвестниками горя. Однако мы можем указать на шестую особенность, которая у пациентов на грани патологической реакции менее выражена, чем предыдущие, но достаточна для полной картины. Она заключается в появлении у пациента характерных черт умершего, в частности симптомов его последней болезни или его поведения в момент трагедии. Сын заметил, что его походка стала похожа на походку его умершего отца. Он смотрит в зеркало и думает, что выглядит точно так же, как умерший. Интерес пациента может обратиться к последней деятельности умершего, чтобы он посвятил себя карьере, не связанной с его прежним занятием. Например, вдова страхового агента после смерти мужа стала предлагать свои услуги многим страховым компаниям. Систематическое наблюдение за этими пациентами позволяет предположить, что болезненная озабоченность образом умершего, описанная выше, трансформируется в их озабоченность симптомами и чертами личности потерянного человека, теперь локализованными через идентификацию в их собственных телах и делах [12].
В первую очередь мы исследовали реакцию на смерть близкого человека. Однако реакция горя также является одним из видов диссоциативной реакции. Вначале мы с удивлением обнаружили, что очень реальные реакции горя возникали у пациентов, которые не переживали смерть близкого человека, а просто были разлучены с ним, например, сын, брат или отец были призваны в армию. До настоящего времени полученная общая картина не рассматривалась как специфический синдром. Мы называем это синдромом предвосхищения горя. Одна пациентка была настолько обеспокоена тем, как она будет переживать смерть своего сына, если его убьют, что прошла через все стадии горя – депрессию, зацикленность на образе сына, эксперименты с различными формами смерти, которые могут его постигнуть, предвкушение различных способов адаптации, которые потребуются в случае смерти. Хотя такие реакции вполне могут защитить человека от шока, вызванного известием о неожиданной смерти, они могут помешать восстановлению отношений с вернувшимся человеком [12].
В МКБ11 появилось новое психическое расстройство: расстройство длительного горя (затяжное расстройство) расстройство, при котором наблюдается необычайно стойкая и инвалидизирующая реакция на тяжелую утрату. Стойкие и персистирующие реакции горя после смерти партнера, родителя, ребенка или другого близкого человека характеризуются длительными или постоянными мыслями об умершем, сопровождающимися сильным эмоциональным дистрессом.
ЗАДАЧИ ГОРЯ
Самым последним и распространенным взглядом на работу с клиентами, переживающими горе, является новый взгляд, разработанный Дж. Вильямом Ворденом.
Концепция Вордена, хотя и не единственная, в настоящее время является наиболее популярной среди тех, кто работает с людьми, переживающими тяжелую утрату. Он очень полезен для диагностики и работы с текущим горем, а также для работы с горем, которое не переживалось в течение многих лет, и которое возникает в контексте терапии, начатой по совершенно другому запросу.
Первая задача в горе – признать потерю, несмотря на отрицание потери, ее значимости или необратимости. Отрицание потери может выглядеть как фетишизация вещей покойного, перенос отношения к умершему на другого человека. Отрицание потери проявляется в стремлении избавиться от предметов умершего, обесценить их и выборочно забыть то, что с ними было связано. Отрицание необратимости потери включает надежду на восстановление утраченной связи магическим путем: через заклинания, психическую связь, рождение «похожего» ребенка[4].
Вторая задача горя – пережить боль утраты. В этом случае человек отрицает боль и другие мучительные чувства или мысли и облегчает их, идеализируя и иногда неуместно ликуя в образе умершего. Память об умершем облегчается с помощью психоактивных веществ, трудоголизма и калейдоскопических путешествий – одной из форм амнезии [4].
СМЫСЛ ГОРЯ И МЕТОД ЛОГОДРАМЫ
Многие исследования показали, что большинство людей, переживающих тяжелую утрату, справляются с болью «нормальных» реакций горя без профессиональной помощи и со временем начинают чувствовать себя лучше. Однако тяжелая утрата связана с целым рядом негативных последствий для психического и физического здоровья. Последствия для физического здоровья включают повышенный риск заболеваний. Последствия для психического здоровья включают депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство и трудности преодоления, выходящие за рамки «нормальных» симптомов горя, также известные как осложненное горе.
В 2011 году в ходе популяционного исследования была определена распространенность осложненного горя в репрезентативной выборке населения: 6,7% людей, понесших утрату, испытывали «осложненное» горе, и этот показатель более чем удвоился среди молодых людей в возрасте 61 года и старше (9%). В частности, у пожилых женщин частота «сложного» горя была гораздо выше (9,6%), чем у молодых людей (2,7%) (5).
Франкл и другие логотерапевты рано начали фокусироваться на смерти. Элизабет Кюблер-Росс послала свою книгу Виктору Франклу в надежде, что он и его коллеги заинтересуются ею, и они действительно заинтересовались [1]. Логотерапия утверждает, что смерть неизбежна, что она ставит человека в тупик, но осознание конца жизни способствует духовному подъему. Если человек не может пережить собственную смерть, то смерть другого становится событием в его жизни. К. Мамардашвили говорит: «Человек начинает с плача по умершему.
В работе с горем логотерапевт использует самонаправление человека, с одной стороны, и самотрансценденцию – с другой. Человек, переживший утрату, смотрит на жизнь умершего и видит то, что в ней важно и ценно, он читает эту жизнь как книгу, которая теперь закончена, и видит, что он будет читать из нее своим детям и внукам. Это позволяет как плакать, так и радоваться, и приводит к легкой грусти. Существует принятие горя, принятие смерти, принятие, которое, как пишет Френкель, «склоняется перед тайной».
Именно по самым дорогим и ценным вещам люди скорбят, пишет Элизабет Лукас, но они даются «временно», но их нельзя отнять, стереть, забыть, они всегда рядом. «Скорбящий богат драгоценными зернами прошлого – и только истинно бедным не о чем скорбеть. Смерть не может даже поцарапать любовь!» [4]
Техники логотерапии, которые могут быть использованы при работе с утратой:
- «сократический диалог: наивные вопросы, конъюнктив («если бы»).
- нарративная логотерапия (пример работы 2): метафоры, символы, притчи, библиотерапия
- имажинативные техники: логодрама, фантастический диалог (примеры работы 1, 3). рассмотрим возможности логотерапии на практических примерах» [4].
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Продолжительность реакции горя, очевидно, зависит от того, насколько успешно человек справляется с горем, то есть выходит из состояния крайней привязанности к умершему, приспосабливается к ситуации, в которой утраченного человека больше нет, и формирует новые отношения.
Психологи могут оказать три вида поддержки людям, переживающим горе.
– Инструментальная поддержка (предполагает предложение практических способов действий, основанных на опыте других людей). Горе так сильно влияет на людей, что они часто чувствуют себя растерянными, как справиться с проблемами, возникающими после смерти близкого человека. Эти проблемы могут быть самыми разными, но самая распространенная – необходимость выполнять работу, которую делал умерший (от замены лампочек до необходимости готовить себе еду). Инструментальная поддержка также включает обсуждение способов преодоления одиночества [3].
– Эмоциональная поддержка является серьезным бременем при преодолении горя. Психологи могут облегчить процесс горевания, выслушивая горюющего человека для оказания эмоциональной поддержки, позволяя ему неоднократно и без осуждения обсуждать смерть любимого человека, а также позволяя ему плакать и свободно выражать свои чувства. Эта поддержка облегчает трудные эмоциональные переживания. Одной из самых сильных эмоций, испытываемых горюющим человеком, является чувство вины. При работе с этим чувством необходимо фиксировать внимание на том хорошем, счастливом, что они пережили вместе. («Вы столько сделали для него, а тот стакан воды, который вы не подали вовремя, не играет никакой роли» и т.д.). При незавершённости отношений можно использовать следующую методику: представить умершего человека в этой комнате и сказать ему всё, что вы хотели бы сказать. Рассказать: как вы живёте без него, что хорошего произошло за это время в вашей жизни и т.д. и понять (интуитивно), что он Вам отвечает.
Показателем того, то человек вышел из горя, является светлая грусть и воспоминания о человеке, когда он был живой.
- оправдывающая поддержка. Состоит в том, чтобы нормализовать процесс переживания горя. Такая поддержка помогает уменьшить страхи клиента. Люди, переживающие горе, часто боятся «сойти с ума», потому что им кажется, будто они видят или слышат человека, которого потеряли. Клиентов можно успокоить, что это нормальная реакция на процесс тяжелой утраты и со временем она пройдет.
Цели консультирования и терапии в связи с тяжелой утратой сложны, они варьируются от утешения и поддержки до предоставления клиенту возможности встретиться лицом к лицу с трудными и болезненными вопросами, если он хочет их разрешить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Горе – это реакция на потерю, особенно на потерю кого-то или чего-то из умерших, что сформировало связь или привязанность. Существует множество возможных симптомов горя, которые проявляются на разных уровнях: психические симптомы горя, физические симптомы горя, поведенческие и социальные симптомы горя.
Предвосхищающая реакция горя также является ответом на разлуку. Расстройство затяжного горя – это расстройство с необычайно стойкой и дисфункциональной реакцией на потерю. Осложненное горе возникает, когда переживания откладываются, приостанавливаются или когда возникают трудности с интеграцией потерь или приобретением нового опыта. Такое горе принимает несколько форм: хроническое горе, конфликтное (преувеличенное) горе, подавленное горе, неожиданное горе и другте.
Версия, в которой реакция горя описывается не в терминах стадий или фаз, а скорее через четыре задачи (задания), которые скорбящий должен выполнить в течение нормального процесса горевания, по сути, аналогично задачам, которые, по мнению Вордена, должны выполнить дети, когда их разлучают с матерью в период становления. Автор считает, что этот подход наиболее удобен для клиницистов и наиболее близок к рабочей теории горя Фрейда. Таким образом, выделяют четыре задачи горя: признание потери, несмотря на отрицание потери, ее значимости или необратимости; переживание боли от потери; реорганизация жизни без умершего; формирование нового отношения к умершему и продолжение жизни.
Горе – это не просто эмоциональная реакция на потерю. Он также включает в себя сложную схему когнитивных, экзистенциальных и духовных процессов преодоления в ответ на разрушение существующих структур смысла. Потеря смысла в отношениях, жизненных целях и повседневной жизни создает экзистенциальный кризис. С этой более широкой точки зрения, работа скорби обязательно включает в себя изменение структуры смысла. То, как на нас влияет потеря близкого человека, в значительной степени зависит от того, какое значение мы придаем этой потере. Существуют клинические доказательства того, что терапия тяжелой утраты должна учитывать значение потери в начале лечения. Исследования показали, что люди, которые видят смысл, менее негативно реагируют на потерю и испытывают большее удовлетворение от жизни. Логотерапия, как терапия, ориентированная на смысл, может помочь открыть смысл и значение, что может помочь позитивно решить проблемы горя. Способность к самопревосхождению и самонаправлению пробуждает дух и желание существовать, побуждая людей выйти за рамки болезненного переживания горя.
До недавнего времени мало что делалось для того, чтобы справиться с тяжелой утратой. Это может быть связано со сложностью вопроса. Переживание тяжелой утраты является глубоко личным. Однако тяжелая утрата – это процесс, и его можно понять. Людям, потерявшим родственника, можно помочь и облегчить их боль. Для того чтобы эффективно справиться с реакцией горя, необходимо разделить переживание на более мелкие этапы (первый этап частичной дезорганизации, второй этап гиперактивности, третий этап напряжения, четвертый этап поиска, пятый этап отчаяния, шестой этап наступает при отсутствии разрешения отчаяния на предыдущей стадии, седьмой этап – разрешение, восьмой этап – рецидивирующий), на каждом из которых применять определенный терапевтический подход и направления работы.