ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день проблема терроризма затрагивает множество стран, в том числе и Российскую Федерацию, что приводит к необходимости сотрудничества государств в объединении своих сил в поиске способов решения данной проблемы.
Как социально-политическое явление и общественно опасное деяние терроризм имеет многовековую историю. Его обыденное и юридическое понимание с течением времени изменялось и расширялось, но суть его – наведение страха и ужаса на власть и население путем совершения жестокого насилия и угроз в целях запугивания, устрашения и подавления политических противников и конкурентов, навязывания им своей линии поведения – остается практически неизменной.
В настоящее время, по оценкам специалистов, террористические организации ведут свою деятельность более чем в 70 странах мира. Деятельность данных организаций прочно укрепилась в практике общественно-политического развития, и с каждым годом они становятся все изощреннее и жестче.
Современный терроризм выходит за рамки отдельных государств. Потенциальная опасность современного терроризма возрастает в сотни раз еще и потому, что жертвой указанного явления может стать каждый, независимо от гражданства, политических взглядов, вероисповедания и национальности.
Проблема терроризма выдвинулась сегодня на одно из первых мест в ряду социальных опасностей, угрожающих позитивному развитию мировой цивилизации. Масштабы угрозы настолько велики и реальны, что даже риск потенциальных войн, отошел в массовом сознании на второй план по сравнению с ожиданием новых террористических актов.
Ключевое место в общегосударственной системе противодействия терроризму занимает Федеральная служба безопасности Российской Федерации, руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. К основным направлениям деятельности органов безопасности относятся борьба с терроризмом, контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия органами федеральной службы безопасности террористическим преступлениям.
Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации и некоторых зарубежных стран, предусматривающие уголовную ответственность за совершение преступлений террористической направленности, а также учебная литература, монографии, научные статьи в периодических изданиях по теме исследования, статистические данные, материалы судебной практики.
Цель исследования заключается в комплексном и всестороннем анализе уголовно-правовых и криминологических аспектов противодействия органами федеральной службы безопасности террористическим преступлениям.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– охарактеризовать преступления террористической направленности;
– дать уголовно-правовую характеристику преступлений террористической направленности;
– определить классификацию терроризма;
– изучить международные соглашения, направленные на предотвращение террористических нападений;
– исследовать нормативные правовые документы, направленные на противодействие преступлениям террористической направленности.
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.1 Общая характеристика преступлений террористической направленности
Известный американский историк и политолог У. Лакер полагает, что история терроризма стара как история человечества. Он считает, что «ещё в Древней Греции и Древнем Риме совершались деяния, которые сейчас могли бы быть квалифицированы как терроризм. В качестве примера такого деяния он приводит убийство Гая Юлия Цезаря, известного древнеримского государственного и политического деятеля, который был убит 15 марта 44 г до н. э. на заседании Римского Сената. С тех пор, во всех странах мирах и на протяжении всех веков совершались акты терроризма. Но, по мнению Лакера, начиная с 70-х годов XX века почти всё, начиная с выбора цели, изменилось» [1, c. 10].
В прошлом типичной жертвой терроризма был император или царь, президент, генерал, или, по крайней мере, государственный служащий. В случае если террорист замечал, что вследствие убийства цели могут пострадать другие люди, он отменял свою атаку, потому что неизбирательное убийство считалось аморальным и политически неразумным. Современные же террористы не руководствуются какими-либо принципами. Мотивы также изменились.
«Сто лет назад терроризм как средство давления на государственную власть использовался небольшими группами лиц или отдельными лицами с целью достижения революции. Сегодня же авангардом глобального терроризма является хорошо организованная Аль-Каида, члены которой действуют в семидесяти странах мира» [2].
Типичным примером средневековой террористической организации, значительно развившей искусство тайной войны, диверсий и насильственных средств достижения цели, является секта Хашашайн, или, в европейском произношении, «Ассасин».
По смутному религиозному мотиву, почти неуловимому и потому более пугающему последователей секты (с сегодняшней точки зрения—боевиков), в их деятельности погибли сотни халифов и султанов, представителей военачальников и официальных клириков, сеявших террор во дворцах правителей, существенно подрывавших политическую обстановку на огромном геополитическом пространстве Востока.
Члены Ку-клукс-клана, тайного общества, основанного бывшими солдатами-южанами после гражданской войны, проявили более выраженный интерес к политике. Преступлениям, совершаемым членами Ку-клукс-клана, обычно предшествуют предупреждения в странной, но хорошо известной форме.
В некоторых частях страны это ветка дубовых листьев, в других –семена дыни или апельсина. Получив такое предупреждение, пострадавший может отказаться от своих прежних взглядов или покинуть страну. Если человек игнорирует предупреждение, он непременно умрет. Хотя исследователи сходятся во мнении, что организация появилась не как террористическая организация, а как тайное общество со смутными целями, сходными с масонством, она начала развиваться именно с расистскими коннотациями [3, c. 32].
Необходимо отметить, что развитие терроризма напрямую связано с развитием человечества. С изобретением Альфредом Нобелем в 1867 году динамита у террористов появляются новые возможности, их деятельность приобретает новый характер, риск быть пойманным значительно сокращается, вероятность неудачного исхода нападения также снижается.
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕСЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Обзор международных соглашений, направленных на предотвращение террористических нападений
В настоящее время угроза терроризма является одной из наиболее актуальных проблем и во многом определяет глобальную повестку дня. Невозможно отрицать тот факт, что даже единичный случай террористических актов представляет особую социальную опасность, поскольку это многоцелевое преступление, нарушающее жизнь и здоровье людей, а также экономические, социальные и культурные отношения.
Глобализация сделала терроризм транснациональным по своей природе. В этой связи необходимо проанализировать нынешнюю ситуацию с международно-правовыми мерами контроля по борьбе с терроризмом, включая классификацию существующих правовых положений с точки зрения уровня международной уголовной политики для осуществления правового контроля по борьбе с терроризмом. Существует три таких уровня.
1. Глобальный уровень – «в рамках Организации Объединённых Наций. Одним из основных документов, определяющим цели международной уголовной политики в сфере борьбы с терроризмом, является Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая 8 сентября 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН, где предусмотрен ряд мер, целью которых являются как ограничение условий, способствующих распространению терроризма (например, продолжение урегулирования международных и межгосударственных конфликтов), так и обеспечение неотвратимости правосудия для террористов (их арест, осуждение или экстрадиция)» [36, c. 158].
К числу международных конвенций по борьбе с терроризмом относятся Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. («Токийская конвенция») [37], затрагивающая вопросы авиационной безопасности; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. («Гаагская конвенция») [38]; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. («Монреальская конвенция») [39]; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. [40]; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. [41]; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. [42]; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г., вместе с дополняющим Протоколом 2005 г. [43]; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. [44]; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. [45]; Международная конвенция о борьбе финансированием терроризма 1999 г. [46]; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. [47].
Анализ имеющейся правовой базы позволяет сделать вывод о том, что на уровне международной уголовной политики отсутствует единая правовая основа сотрудничества государств в области противодействия терроризму; само же правовое регулирование на этом уровне носит тематический характер, затрагивает лишь отдельные аспекты проблемы терроризма. Так, И. И. Синякин отмечает, что «приведённой международно-правовой базе свойственна регламентация деятельности в той области, которая представляется наиболее важной для государств в определённый период (например, запрещение испытаний ядерного оружия в трёх сферах)» [48, c. 52].
ГЛАВА 3 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
3.1 Причины и условия совершения преступлений террористической направленности
Исследователи выделяют целый ряд основных причин и факторов распространения терроризма, как социально-опасного явления.
Терроризм, как правило, порождается:
– наличием социальных, национальных и религиозных проблем, имеющих для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение и связанных с ее самооценкой, духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями;
– войной и военными конфликтами, в рамках которых террористические акты становятся частью военных действий;
– наличием социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам;
– существованием тайных или полутайных обществ и организаций, в частности религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают единственно верное, по их мнению, учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни, создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и прочее;
– нерешенностью важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне [59, с. 62].
Кроме общих причин терроризма могут быть названы некоторые особенности развития общественных отношений, которые предопределяют развитие терроризма в России:
– появление новой структуры отношений к собственности, а также появление теневых лидеров, любыми способами расширяющих сферы своего влияния;
– усиление влияния неформальных норм, криминализующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения;
– изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится «законным» средством достижения политических и иных целей;
– обращение к политическим, религиозным и другим организациям экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни [59, c. 63].
Внутренние факторы, обусловливающие возникновение и распространение терроризма, либо способствующие ему причины и условия:
– межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;
– наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;
– недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;
– ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации;
– недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ [60, c. 128].
ГЛАВА 4 ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
4.1 Позиция верховного суда по вопросам правоприменительной практики в соответствии с ППВС РФ от 09.02.2012 №1 (ред. от 03.11.2016) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлении террористической направленности»
Рассмотрим позицию верховного суда по вопросам правоприменительной практики в соответствии с ППВС РФ от 09.02.2012 №1 (ред. от 03.11.2016) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлении террористической направленности» [68].
При решении вопроса о направленности умысла виновного лица на дестабилизацию деятельности органов власти или международных организаций следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, время, место, способ, обстановку, орудия и средства совершения преступления, характер и размер наступивших или предполагаемых последствий, а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного.
О цели оказания воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями может свидетельствовать побуждение соответствующих субъектов к совершению определенных действий либо к воздержанию от их совершения, содержание требований участников преступления.
Уголовная ответственность по части 2 статьи 208 УК РФ за участие в незаконном вооруженном формировании наступает в случаях, когда участники этого формирования осознают его незаконность и свою принадлежность к нему и действуют для реализации его целей [11].
Под участием в незаконном вооруженном формировании надлежит понимать вхождение в состав такого формирования (например, принятие присяги, дача подписки или устного согласия, получение формы, оружия), выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого формирования (обучение его участников; строительство временного жилья, различных сооружений и заграждений; приготовление пищи; ведение подсобного хозяйства в местах расположения незаконного вооруженного формирования и т.п.).
Преступление в форме участия лица в незаконном вооруженном формировании считается оконченным с момента совершения конкретных действий по обеспечению деятельности незаконного вооруженного формирования.
При совершении участником незаконного вооруженного формирования конкретного преступления его действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 208 УК РФ и соответствующей статьей Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьей 205, 205.1, 205.2 или 206 УК РФ) [11].
Если отдельные члены незаконных вооруженных формирований объединились в устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан или организации либо в террористическое сообщество, руководят такой группой (бандой) или террористическим сообществом, а также участвуют в совершаемых ими нападениях или преступлениях террористической направленности, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 208 и 209 или 205.4 УК РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, можно сделать некоторые выводы.
Терроризм является актуальной проблемой не только в отдельном государстве, но и во всём мире. Случаи террористических актов участились по всему миру.
Вопросы, связанные с толкованием положений УК РФ об ответственности за террористические преступления и их разграничением с соответствующими преступлениями, являются наиболее сложными в правоприменительной практике, в том числе с учетом неоднократных изменений законодательства в этой области.
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
На протяжении всей истории своего развития терроризм несколько раз менялся, превращаясь из символического инструмента, направленного на уничтожение конкретных людей, в инструмент, направленный на уничтожение многих, чтобы вызвать страх и посеять панику.
Проблема терроризма, которая сейчас доминирует над другими проблемами, стала глобальной проблемой нашего времени и вызвала широкое обсуждение во всех аспектах юридической литературы. Так, прежде всего, были рассмотрены вопросы, связанные с отсутствием научного обоснования понятия «международный терроризм», спецификой международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и вопросом международно-правового регулирования.
Из проанализированных нами дефиниций, можно выделить следующие признаки терроризма:
– терроризм обуславливается неизбежно политическими или идеологическими целями и мотивами;
– терроризм сопровождается насилием или угрозой причинения такого насилия;
– целью теракта является не непосредственная жертва, а психологическое воздействие на широкие слои населения с намерением добиться дестабилизации политической обстановки и воздействовать на политическую власть;
– объектом террористических действий являются мирные жители;
– связь с религией.
Понятие «терроризм» многогранно и многомерно, поэтому общепринятого определения терроризма не существует, несмотря на все попытки его создания. Можно выделить лишь некоторые из его основных характеристик, и все они дают представление о феномене терроризма.
Потребность в едином определении понятия «терроризм» будет возрастать и становиться все более актуальной в процессе сотрудничества государств в области борьбы с терроризмом, а также в законодательстве большинства государств. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей концептуальной разработки содержания, характеристик и конкретных обстоятельств терроризма с целью выработки единого и унифицированного понимания терроризма на практике.
В тоже время определение терроризма очень сложное и трудное для понимания, и в то же время позволяет в полной мере учесть все возможные случаи и ситуации, которые потенциально могут быть охвачены понятием «террор».
Однако нельзя отрицать тот факт, что она недостаточно проста для квалификации того или иного деяния. С другой стороны, сталкиваясь с таким очень сложным и разнообразным явлением, как терроризм, неразумно предполагать, что это просто как совершение конкретных преступных деяний. Такой способ определения направленности терроризма позволял государственным органам в борьбе с ним точно так же (т. е. непосредственно перечисленными в соответствующей статье) учитывать лишь проявления терроризма, оставляя «за кадром» проблемы, условия и причины, способствующие его совершению, идеологию жесткости.