ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, где широкое распространение получили средства массовой коммуникации и интернет, реклама становится важной составляющей жизни человека. Реклама – направление в маркетинговых коммуникациях, в котором распространение информации призвано привлечь внимание к объекту рекламы с целью создания или поддержания интереса к нему.
Реклама зародилась одновременно с торговлей, когда у торговцев появилась необходимость в привлечении внимания покупателей к своему товару. Изначально рекламные объявления печатались на глиняных табличках, камнях и зданиях. При вступлении человечества в эпоху информационных технологий, реклама получила свое распространение за счет СМИ, телевидения и интернета. На данном этапе своего развития реклама имеет более широкое значение, чем просто привлечение внимания к торговле. Она включена в политическую, экономическую, социальную и иные сферы жизни общества [1, С. 256].
Для привлечения внимания общественности в определенным вопросам, реклама использует различные методы воздействия на человека. Данные методы направлены на зрительную, слуховую и иные сферы чувств людей. Основным анализатором при восприятии рекламных объявлений является зрительный. По этой причине, производители рекламных объявлений уделяют большое внимание именно внешнему оформлению рекламного объявления, его цветовой и фоновой палитре. Именно цветовые сочетания вызывают у людей реакцию, которая необходима для того, чтобы заострить внимание на предмете рекламы [2, С. 400].
Исследованиями в области изучения цветовых сочетаний в рекламных объектах занимались такие исследователи как П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин, А.Н. Лебедев-Любимов, В.И. Шуванов и т.д. Данные исследователи выявили особенности формирования рекламных объявлений и методов, которые влияют на восприятия обществом наружной рекламы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ
1.1 Реклама и ее место в жизни современного человека
Реклама – направление маркетинговых коммуникаций, в рамках которого информация распространяется для привлечения внимания к объекту рекламы с целью формирования или сохранения интереса к нему [4, С. 189].
Виды рекламы (по цели):
1. Коммерческая (экономическая) реклама. Целью экономической рекламы является потребитель (потенциальный покупатель), предлагающий продукт, от которого можно получить прибыль в обмен на него;
2. Социальная реклама – выходит за рамки экономических задач и направлена на достижение благотворительных и других общественно полезных целей: пропаганда здорового образа жизни среди населения, поддержка уязвимых групп населения, борьба с загрязнением окружающей среды, популяризация общественных организаций и фондов, целью которых является помощь другим, в частности детям.
3. Политическая реклама (включая предвыборную рекламу). В настоящее время она все чаще выступает в качестве средства борьбы за избирателей, за их голоса. Именно с ее помощью некоторые партии и политики пытаются завоевать место у власти.
Существуют специфические виды рекламы:
1. Контрреклама – это отказ от недобросовестной рекламы. В Российской Федерации предыдущий федеральный закон о рекламе 1995 года предусматривал статью в качестве наказания за недобросовестную рекламу.
2. Антиреклама – информация, направленная не на повышение, а на снижение интереса или дискредитацию товаров, предприятий, торговых марок.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: МИП (Московский институт психоанализа). В исследовании приняли участие 20 студентов первого курса в возрасте от 17 до 20 лет, среди которых было 13 девушек (65%) и 7 юношей (35%). В связи с преобладающим количеством в выборке девушек, гендерный анализ исследования не проводился. Нами было проведено эмпирическое исследование на предмет изучения цветовых предпочтений потребителей в рекламе.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Объект исследования: эмоциональная оценка.
Предмет исследования: эмоциональная оценка цветовых сочетаний в наружной рекламе
Цель эмпирического исследования: выявить особенности цветовых предпочтений потребителей наружной рекламы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что реклама представляет собой направление в маркетинговой коммуникации, целью которого является распространение информации для привлечения внимания к объекту или явлению. Реклама может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на общественность.
Эмоции представляют собой особый психический процесс, который направлен на оценочное отношение к действительности. Эмоциональная оценка представляет собой непосредственное эмоциональное отношение к объекту или ситуации в данный момент.
Для привлечения внимания аудитории, производители прибегают к различным формам и методам воздействия. Основными из них являются такие как оригинальность и эксклюзивность дизайна, юмор, персонализация и шок, который направлен на появление негативных эмоциональных состояний.
С целью изучения особенностей цветовых предпочтений, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи цветового теста Е. Баранова. Нами были получены следующие результаты:
1. Наиболее предпочитаемыми цветовыми сочетаниями для студентов первого курса Московского института психоанализа были мягкие и теплые цвета, такие как желтый, белый, зеленый. Данные цвета символизируют положительные эмоции, жизненный силы и жизнерадостность.
2. Наименее предпочитаемыми цветовыми сочетаниями у студентов первого курса оказались мрачные, холодные тона, такие как черный, синий, коричневый. Данные цвета символизируют негативные эмоции, злость, агрессию и печаль.
По этой причине производители рекламной индустрии обращают большое внимание на цветовой дизайн при создании рекламы. Жизненно важные цвета могут привлечь внимание зрителей, а мрачные и грустные, наоборот, отпугнуть.