ВВЕДЕНИЕ
Ни одна из наук, изучающих человека и его деятельность, не может обойтись без исследования его психики. А в связи с психикой – без исследования сознания. Сознание же можно понять только в соотношении с бессознательным. Проблема соотношения сознания и бессознательного привлекает внимание ученых в самых различных областях знания, таких как философия, психология, психиатрия, нейрофизиология, но несмотря на это вопрос о соотношении сознания и бессознательного по-прежнему остается открытым. По-прежнему остаются нечеткими определения сознания и бессознательного как психических реальностей, их место и роль в человеческой деятельности.
Идея, что сознание не является источником нашего поведения, а лишь отвечает за осмысление уже случившегося, прослеживается в работах многих ученых последних десятилетий. По их мнению, подготовка к осуществлению любой деятельности происходит на бессознательном уровне. В отечественной психологии нечасто можно услышать словосочетание «когнитивное бессознательное». В зарубежной же научной литературе термин «cognitive unconscious» является привычным и привлекает внимание многих исследователей потенциалом возможностей, которые могут быть раскрыты посредством изучения данного феномена.
Проблема сознания и бессознательного приобретает нынче и особую практическую значимость, поскольку глубоко уходит в область повседневной жизни. Мы живем во времени, которое очень точно определено как время информационного взрыва. Именно наше время – время информационного взрыва предъявляет особенно большие требования к психике человека. Информационные процессы в повседневной жизни общества требуют от сознания человека небывалой стойкости и выносливости.
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЗНАНИИ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
1.1. Представления о сознании и бессознательном в отечественной психологии
В отечественной психологии советского периода проблемы сознания и бессознательного изучали такие ученые, как Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Особенно проблема бессознательного разрабатывалась в связи с теорией установки Д.Н. Узнадзе.
Проблема сознания выступила для Выготского как одна из центральных на заключительном этапе его научной деятельности – в 1931- 1934-е годы. Он считал, что человеческое сознание – это не сумма отдельных процессов, а система, структура их, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности – это и есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения [3, с. 123-134].
Заслугами Л.С. Выготского в данной сфере А. Тулин называет следующие: выделение системного и смыслового строения сознания; реализация принципа системности применительно к проблеме структуры сознания и рассмотрение сознания как способа организации психической
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
2.1 Основные представления о бессознательном в современной психологии
В современной отечественной литературе категория бессознательного подверглась существенному переосмыслению. В противовес сложившемуся представлению о бессознательном как о низшем этаже человеческой психики, своеобразной “яме для отходов”, современные исследователи рассматривают сферу бессознательного как предпосылку и источник всякой сознательной деятельности, включая ее высшие проявления – творческие акты [6, с. 4]. Современное понимание бессознательного рассматривает последнее и как основу для высших форм психической деятельности, в частности, творчества.
В трактовке Фрейда всеми вершинами человеческого духа – произведениями искусства, науки и т.п. – мы обязаны существованию подавленных, загнанных в “подполье” животных побуждений. Такое понимание представляется ограниченным и даже нелепым, ибо лучшие, высшие человеческие проявления предстают здесь как побочные, вторичные явления, что противоречит сущностному определению человека как свободного, творческого, духовного существа [15].
Напротив, в современных исследованиях бессознательного развивается мысль о творческом потенциале человеческой психики в ее высших, духовных проявлениях. Речь идет уже не о биологических, животных инстинктах, вытесненных в сферу подсознания и ищущих выхода, а о некоей неконтролируемой сознанием реальности внутреннего мира – арефлексивном слое сознания, который выступает источником творческих актов, где формируются условия возможности осуществления рефлексивной установки сознания, всякого сознательного опыта вообще [9, с. 314].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы. Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем, трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально – гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы, позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австрийского врача и психолога З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера.