ВВЕДЕНИЕ
Правовой обычай – весьма сложный и своеобразный источник права, имеющий собственную научную проблематику. Не претендуя на исчерпывающий перечень научных проблем правового обычая, отметим несколько из них, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными и актуальными в отечественной правовой науке. Недостаточная исследованность правового обычая в науке. По сравнению с нормативно-правовым актом, которому отдаётся приоритет среди источников права в отечественной юриспруденции, правовому обычаю уделяется меньше исследовательского внимания. То же можно сказать о таких источниках права, как судебный прецедент, правовые принципы и правовая доктрина, религиозно-правовые предписания. Недостаточная исследованность правового обычая порождает иные проблемы. Например, можно проследить связь между недостаточной разработанностью данного источника права и его искажённым пониманием. Ситуация со степенью научной разработанности правового обычая представляется неоднозначной на разных этапах развития отечественной юриспруденции.
Законы и обычаи неразрывно взаимосвязаны, потому что правовые обычаи являются основным источником наших законов. Следует понимать, что в юридических привычках есть много консервативных и неприемлемых вещей. Однако с развитием отношений на российском рынке и переходом от запрещенного метода правового регулирования к толерантному методу возрастает роль правовых обычаев. Поэтому рассматриваемый вопрос является актуальным.
Объектом исследования выступает комплекс общественных правоотношений, складывающихся при формировании и использовании правового обычая.
Предметом исследования являются нормы права, характеризующие понятие, особенности правового обычая, а также научная литература.
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
1.1 Понятие источника права
Право, как и всякое общественное явление, имеет формы своего внешнего выражения. В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название источников права. Юридическая наука выделяет несколько видов исторически сложившихся источников права.
«Правовая норма всегда присутствует в некой «оболочке», которая обеспечивает формальную определенность права, ясность его понимания. Такая «оболочка» (носитель), которая имеет право, теоретически называется формой или источником права».
«Особенностью 1960-х годов в правовой литературе является наличие споров об использовании в праве термина «правовая форма» и юридического термина «источник». Например, профессор Шебанов считает целесообразным использовать понятие «правовая форма» вместо понятия «источник права». Однако эта позиция не была должным образом поддержана наукой, и вместо этого было предложено уточнить термин «источник права» и назвать его формальным источником права» .
Примечательно, что в 70-80-х годах были изданы первые учебники, в которых глава об источниках права называлась «Источники права (формы)».
И сегодня в литературе понятие «источник права» имеет два значения–в значении «материальный источник права» и в значении «формальный источник права». Материальный источник – это причина формирования самого закона, то есть это все, общественные отношения, человеческая природа, природа вещей, божественный или человеческий разум, смысл господа или творца закона, интегрированный закон также упоминается как источник закона.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ОБЫЧАЯ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА
2.1 Понятие правового обычая
Правовой обычай является самым древним источником права.
Условно точки зрения относительно правового обычая можно разделить на две: юридическую и этнологическую.
Согласно юридической точке зрения возникновение правового обычая как источника права относят к эпохе классообразования, т.е. раннему этапу развития рабовладельческого и феодального строя.
Приверженцы же этнологической точки зрения говорят о правовом обычае уже в раннепервобытной общине. Так с точки зрения многих этнологов правовой обычай был всегда, т.к. всегда были обычаи и обеспечивающая их власть самой общины, ее главаря либо главарей.
Другие этнологи отмечают, что правовой обычай возникает только при контактах общин, а не внутри общины. Третьи отмечают, что поведенческие нормы раннепервобытной и позднепервобытной общины являются лишь формирующимися в правовой обычай.
А. И. Першиц разработал концепцию мононорматики, т.е. переплетение в первобытной общине всех поведенческих норм – правовых, этических, этикетных на фоне отсутствия политической власти и санкционирования мононорматики самой общиной. И только в эпоху классообразования мононорматика перерастает в правовой обычай.
Правовой обычай – это исторически первый источник права, так как обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы являлись санкционированными государством обычаями. Итак, правовой обычай – это обычай, который признается или допускается государством.
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОВОГО ОБЫЧАЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВО Й СИСТЕМЕ
Российская правовая система характеризуется длительной историей становления и развития. На протяжении веков правовые вопросы, составляющие правовую реальность российского государства, находились под влиянием экономических и социальных факторов, а также политических факторов. Традиционные источники (формы) права, обычное право и этика были изменены и санкционированы государством.
«Правовой обычай зародился одновременно с государственной правотворческой деятельностью и является одной из первых исторических форм права. На первых этапах социального развития правовой обычай служил основополагающим инструментом регулирования общественных отношений. Первые обычаи догосударственного состояния зафиксированы еще в Законе ХII Таблиц – памятнике древнеримского права, а также в Законе Драконта – древнейшем источнике писаного права Древней Греции. Последующие законодательные акты также опирались на обычаи, о чем свидетельствуют труды многих древних авторов: «Существует два вида законов – частный и общий. Частным законом я именую закон написанный, в соответствии с положениями которого люди живут и взаимодействуют в обществе, общим – тот закон, который признается всеми сознательными людьми, хотя он и не писан», – написано в Риторическом учении Аристотеля» .
«Анализируя роль и место правового обычая в отечественной правовой системе, особое внимание следует акцентировать на взглядах крупного российского историка и правоведа М. В. Владимирского-Буданова, предметом исследования которого продолжительный период времени являлась правовая традиция России. Ученый признавал обычай первоисточником права, фундаментальным условием формирования обычно-правовой культуры народа».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, источником права является официальный способ выражения воли государства посредством определения ее в правовых нормах. Именно через источник права мы можем прийти к самому праву. Различные подходы и определения выражают различные проявления сущности понятия «источник (форма) права», поэтому разъяснив содержания каждого понятия, можно использовать оба.
Единство источника и формы права – это органическая связь между формой и содержанием.
Классифицировать источники права можно по различным основаниям, однако среди основных источников права следует назвать нормативный правовой акт, нормативный договор и в ограниченной мере – правовой обычай.
Правовой обычай – это источник права. Он представляет собой исторически первый источник права, так как обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы являлись санкционированными государством обычаями.
Правовой обычай и судебный прецедент являются схожими источниками права, в частности, их конкретностью содержимого, консервативным характером, схожее развитие, формирование. Однако они все же различаются между собой по действию в пространстве, по форме выражения, по временной направленности и т.д.
В настоящее время необходимо переоценить роль юридической практики в национальной правовой системе. Следует понимать, что правовые обычаи-это не пережиток прошлого, а важнейший инструмент правового развития многокультурных, многонациональных обществ в России. Законы и обычаи позволяют нам сохранять социальное и культурное наследие народа и сохранять национальную идентичность в эпоху глобализации.