Введение
На сегодняшний день сложилась такая практика, при которой граждане, возводя на своих участках объекты недвижимости, не подозревают, что нужно зарегистрировать право собственности на них. Ошибочно полагая, что если участок земли, на котором возведена данная постройка, принадлежит гражданину на праве собственности, то это влечет автоматическое право собственности и на саму постройку. На самом деле, граждане не вправе распоряжаться постройкой, в том числе продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки. Из-за неосведомленности в этом вопросе в гражданском праве существует институт самовольного строительства.
Прежде всего, следует уяснить, что представляет собой данное понятие. На основании пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные со сносом как правовое последствие воздействия самовольных построек.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная со сносом как правовое последствие воздействия самовольных построек.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную со сносом как правовое последствие воздействия самовольных построек.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие самовольной постройки;
- определить особенности признания постройки самовольной;
- проанализировать понятия, связанные со сносом как правовое последствие воздействия самовольных построек;
- рассмотреть особенности, связанные со сносом как правовое последствие воздействия самовольных построек.
Глава 1 Общие положения о признании постройки самовольной
1.1 Понятие самовольной постройки
В отечественном законодательстве советского периода попытка правового урегулирования самовольного строительства связана с принятием Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. № 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках». Самовольный застройщик в течение месячного срока своими силами и за свой счет должен был снести возведенные строения или его части и привести в порядок земельный участок. В противном случае отдел коммунального хозяйства по распоряжению исполнительного комитета осуществлял снос.
По Гражданскому кодексу Российской Федерации 1964 г. самовольной постройкой считалось возведение жилого дома (дачи) или его части без установленного разрешения, или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта, либо с грубым нарушением основных строительных норм и правил (ст. 109). Разрешение на строительство предполагало наличие соответствующего решения об отводе земельного участка, его плана по определению границы в натуре, иных правоустанавливающих документов на землю (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 марта 1975 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в практике судов при применении ст. 109 ГК РСФСР о безвозмездном изъятии самовольно построенного дома»).
Легализовать самовольное строительство и тем самым создать необходимые основания для возникновения у застройщика права личной собственности на такое строение мог лишь исполком местного Совета. Как правило, по этому вопросу исполкомом выносилось специальное решение. Судебная практика в тот период времени исходила из того, что если исполком соответствующего Совета народных депутатов в установленном законом порядке давал разрешение на отчуждение возведенного с нарушением существующих правил помещения, то оно самовольным не считалось и безвозмездному изъятию у владельца не подлежало.
Глава 2 Характеристика сноса как правового последствия возведения самовольных построек
2.1 Понятие сноса как правового последствия возведения самовольных построек
Снос – освобождение строительной площадки от находящихся на ней объектов недвижимого имущества, а также незаконсервированных не завершенных строительством объектов, осуществляемое путем демонтажа конструкций в целях их дальнейшего использования и (или) с применением разрушающих технологий при нецелесообразности.
Статья 222 ГК РФ также была дополнена новым пунктом 4, согласно которому органы местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (так называемый «административный порядок сноса»).
Формулировка «вправе принять решение о сносе самовольной постройки» прямо указывает, что орган местного самоуправления вправе принять решение только о сносе самовольной постройки, но не признать постройку самовольной.
При этом наличие государственной регистрации права на самовольную постройку само по себе не мешает уполномоченному органу принять решение о ее сносе. Подобный вывод объясняется, тем, что в нашей стране функционирует так называемая негативная регистрационная система, где запись в реестре прав на недвижимость имеет правопорождающий, а не правоподтверждающий эффект.
Следует отметить, что указанная норма характеризуется недостатками и порождает ряд вопросов. Так, в частности, п. 4 ст. 222 ГК РФ не регламентирует процедуру сноса самовольной постройки в случае принятия органом местного самоуправления подобного решения. Имеет место и правовая неопределенность в вопросе о порядке сноса самовольной постройки, в случае, если известно лицо ее осуществившее.
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования сноса как правового последствия возведения самовольных построек
3.1 Проблемы сноса как правового последствия возведения самовольных построек
Недавняя законодательная реформа в сфере самовольного строительства существенным образом оказала влияние на правовой статус самовольных построек. Именно поэтому необходимо проанализировать основные изменения в регулировании рассматриваемой сферы и определить их последствия, опираясь на уже сформированную судебную практику, основанную на применении статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Данный анализ, прежде всего, нужно начать с обозначения основных источников, из которых мы сделаем вывод о правовом регулировании данного вопроса в России. Центральной нормой при этом выступает ст. 222 ГК РФ, которая претерпела значительные изменения в 2006 и 2015 годах. Также она была серьезно дополнена в 2018 году, поэтому её нынешняя редакция представляет большой интерес для предметного изучения.
Кроме того, до сих пор остаются актуальными разъяснения высших судов, которые издавались применительно к данной статье. Центральным источником здесь выступает Совместное постановление Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда от 29.04.2010 № 10/22, где достаточно обширный раздел посвящен самовольному строительству. Также в данном постановлении достаточно подробно разъяснены вопросы исков о сносе, признания права собственности и легализации самовольных построек.
Помимо этого, существуют два обзора судебной практики, а именно Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, и Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.03.2014 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации».
Заключение
В науке подчеркивают, что закон не предоставляет органам местного самоуправления компетенции по организации сноса самовольного строения. Из этого также следует, что они не имеют права установить эту процедуру своей властью, так как являются стороной спора. Признание административного порядка сноса означает предоставление конкурирующих компетенций: права на обращение в суд с иском о сносе и права снести строение без суда. Подобная ситуация не может не приводить к произволу и по существу противоречит принципу разделения властей, а также создает предпосылки для нарушения прав граждан.
Для принятия органами местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки требуется провести анализ всех обстоятельств дела, которые ими же и устанавливаются, соотнести их с положениями ст. 222 ГК РФ, сделать соответствующие выводы и принять решение, проверить правильность которого может, безусловно, только суд.
Исходя из этого, исследователи полагают, что «административный снос» самовольно возведенного строения находится в противоречии с основами действующего российского права.
Ранее, т. е. до 1 сентября 2015 г., отнесение объекта к самовольной постройке было предметом доказывания в судебном процессе о сносе. Несмотря на то, что законодательство не предусматривает в ст. 12 ГК РФ специального иска о сносе или признания права на самовольную постройку, судебной практикой были разработаны соответствующие подробные рекомендации.
Представляется несоответствующим содержанию п. 4 ст. 222 ГК РФ вывод о том, что если постройка уже признана судом самовольной, то орган местного самоуправления при наличии описанных в п. 1 ст. 222 ГК РФ обстоятельств вправе принять решение о сносе во внесудебном порядке. Ведь если подобный вопрос решен судом, то дополнительное принятие решения органом местного самоуправления, на наш взгляд, является излишним.
Прямое указание в абз. 7 п. 4 ст. 222 ГК РФ на возможность организации сноса самовольной постройки во внесудебном порядке только в случае, невозможности выявления лица, осуществившего ее, возможно, считать допустимой конструкцией. Однако законодатель умалчивает о возможности организации сноса самовольной постройки, в случае, если владелец (застройщик) известен.