ВВЕДЕНИЕ
Основополагающим элементом уголовно-правового определения термина «убийство» является определение самого понятия убийства. Анализ исторического развития уголовного законодательства об ответственности за убийство показывает, что в течение длительного времени преступные категории определяли типы убийств, а определение убийства не давалось. Впервые самым близким понятием убийства стало определение, появившееся в XV веке. Однако убийство было определено слишком широко; под ним, помимо убийства, понимается, так и самоубийство и внезапная смерть в результате несчастного случая.
В ходе исторического развития это определение меняется, становясь ближе к современной концепции. Уже в Военных статьях Петра I умышленное и преднамеренное лишение жизни другого человека считается убийством. Этот термин также характеризует «причинение смерти непреднамеренно и неосознанно» - убийство по неосторожности и причинение смерти без вины.
Актуальность работы состоит в необходимости рассмотрения данного вопроса ввиду сложности как квалификации, так и определения видов убийств по законодательству нашего государства.
Объект работы – общественные отношения, связанные с понятием и видами убийств.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с понятием и видами убийств.
Цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с понятием и видами убийств.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- рассмотреть понятие убийства;
- проанализировать виды убийств;
- определить квалификацию различных видов убийств.
К методам, используемым в ходе работы, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ УБИЙСТВА
1.1 Эволюция понятия убийства в уголовном праве России
Основополагающим элементом уголовно-правовой дефиниции термина «убийство» является определение самого понятия убийство. Анализ исторического развития уголовно-правового законодательства об ответственности за убийство показывает, что долгое время в уголовном праве определялись категории видов убийств, а определения понятия убийства дано не было. Впервые наиболее близкое понятие к убийству так называемое душегубство появилось в XV веке. Душегубство определялось слишком широко, под ним кроме убийства понимается, так же самоубийство и внезапная смерть в итоге несчастного случая.
В ходе исторического развития указанная дефиниция меняется, становясь ближе к современному понятию. Уже, в Воинских артикулах Петра I [19] смертоубийством признается волевое и намеренное, лишение жизни другого человека. Этот термин характеризует и «смертный убой, хотя ненарочно и неволею» – убийство по неосторожности, и «весьма неумышленное и ненарочное убийство» то есть невиновное причинение смерти.
Свод законов уголовных 1832 года [22] содержал уже более четкую формулировку. Смертоубийство в соответствии со статьей 330 Свода – это «насильственная смерть, причиненная другому человеку нанесением ран, ушиба или отравлением». Похожее определение убийства содержалось, и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 году [30], и в Уголовном уложении 1903 году [21].
Из-за отсутствия четкого определения убийства в уголовном законе, данное определение добавлялось доктринальным толкованием данного термина. В итоге классическое определение убийства в дореволюционной уголовно-правовой доктрине звучало, следующим образом «убийство – виновное насильственное лишение жизни другого человека (ближнего)» [17, с. 42].
ГЛАВА 2 ВИДЫ УБИЙСТВ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
2.1 Простые виды убийств
«Простое» убийство» – именно так в теории права называют намеренное лишение жизни человека без каких-либо особых (квалифицирующих) признаков. Наиболее частыми примерами такого преступления являются случаи причинения смерти в драке, бытовой ссоре, в результате ревности и так далее. Такие действия подпадают под часть 1 статьи 105 УК РФ. Как представляется, закрепленное в ч. 1 ст. 105 УК РФ определение убийства не является достаточным. В настоящее время назрела необходимость добавить действующее определение указанием на противоправное лишение жизни.
Такое указание позволит отграничить убийство от правомерного лишения жизни, которое возможно, например, при необходимой обороне. Традиционно состав любого преступления в отечественном уголовном праве анализируется через объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Объект играет определяющую роль при квалификации преступлений и отграничении одного преступления от другого. Родовым объектом убийства является личность человека, под которой в праве понимается субъект правовых отношений, носитель прав, обязанностей, свобод. Непосредственным объектом убийства является жизнь человека. И именно в том, что объект убийства – это жизнь человека, кроется ряд теоретических и практических проблем .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из определения убийства, используемого законодателем в Уголовном кодексе Российской Федерации, вытекают сразу два суждения. Во-первых, убийство является причиной смерти жертвы при условии, что существует вина в форме прямого или косвенного умысла. Убийство в уголовном праве никак не соотносится с неосторожностью. Во-вторых, самоубийство не считается убийством, поскольку объектом защиты уголовного права в случае убийства является жизнь «другого лица».
Однако краткость формулировки законодателя привела к тому, что из определения «выброшен» признак противоправности преступления и некоторых признаков, присущих объекту посягательств.
В первом случае отсутствие признака незаконности лишает способности правоприменителя отделить убийство от законного лишения жизни человека, то есть в случаях: необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление. Примечательно, что в этих ситуациях смерть умышленно наносится другому человеку, но эти действия нельзя назвать убийством, поскольку они лишены незаконности.
Во-вторых, отсутствие признаков посягательства, присущего объекту данного преступления, связаны с трудностями в сравнении классических типов убийств с их нетипичными аналогами, в случае умышленного причинения смерти в действиях правонарушителя, направленных на причинение другого вреда.
Вследствие этого на передний план выйдет необходимость введения еще одного доктринального определения убийства, которое не противоречит законодательному, но и является взаимодополняющим и конкретизирующим его, что поможет решить самые сложные проблемы квалификации насильственных посягательств на жизни людей.